Роль природы в развитии логического мышления и связной речи детей.
Деревья, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, море – все это привлекает внимание детей, радует их и служит источником познавательной деятельности.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, без мистических прибавлений, вызывает глубокий интерес к ней, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку или искусство.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий, вроде таких: «от жабы бородавки будут», «раздавишь лягушку – дождь пойдет» и т. п. Такие представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным и уничтожения ими лягушек, ежей, насекомых и др.
Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые – правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе, основанные на чувственном опыте. Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» котят). Большой вред детскому здоровью могут нанести ядовитые растения, грибы, по незнанию сорванные или съеденные.
Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» являются экологическая направленность, воспитание разносторонней и гармоничной личности, ориентированной на создание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие сферы чувств, усвоение определенного круга знаний и овладение практическими умениями.
Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, сочувствия, помощи.
Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней.
Удивительная, уникальная крымская природа дает неисчерпаемый материал для выполнения задач по ознакомлению дошкольников с природой родного края:
- развивать и поддерживать устойчивый интерес к природе, ее объектам и явлениям ближайшего окружения;
- обогащать представления детей о разнообразии природы ближайшего окружения;
-развивать умение классифицировать живую природу на основе анализа внешних признаков, способов взаимодействия с окружающим миром, питания;
- приобщать детей к посильной практической природоведческой и природоохранной деятельности;
- развивать познавательный интерес и познавательную активность в процессе природоведческой деятельности, ознакомления с художественной литературой о природе, устного народного творчества (загадки, легенды, приметы, пословицы и т. д.);
- воспитывать заботливое, бережное отношение к природным объектам;
- сформировать представления о взаимосвязях и взаимообусловленности биологических элементов природы в местности проживания.
Для развития мышления и речи ребенка необходимы богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии мира природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, то это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Пониманию дошкольников доступны многие причинные, последовательные и временные связи:причинно-следственные, свидетельствующие об изменении объекта природы вследствие определенной причины (хорошо развитые передние зубы грызунов, покровительственная окраска и т. п.);
последовательные, свидетельствующие о последовательном изменении объекта природы на определенных стадиях развития (лягушачьи детки – головастики не имеют лапок, так как живут в воде, к моменту выхода на сушу у них вырастают лапки и т. п.)
временные, свидетельствующие о совпадении во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной (сезонная линька животных, цветение деревьев и вылет насекомых опылителей и т. п.).
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.
Давыдова Светлана Алексеевна, педагог высшей категории, воспитатель детского сада. http://vospitatel.com.ua