Главный Каталог Статей РФ
87454 авторов, размещено 47829 статей, сейчас на сайте пользователей: 201 Статистика
Аватар vscolu

Ребенок у экрана телевизора

Категория:  Дом, семья, дети  | Автор:  vscolu | Опубликовано: 27.05.2009
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей, во многих семьях его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом... Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.
Такое времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (нарушение зрения, дефицит движения, испорченная осанка), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них — отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается во всем мире За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!

Можно возразить: «А причем здесь телевидение»? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребёнком — взрослый или герой мультфильма? Разница большая. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему.

Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.
Речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания своих пе-реживаний, себя в целом.
Педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни — «дефицит концентрации». Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется тем, что дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция.

Многим из них стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не способны удерживать их в памяти, в результате не понимают текста в целом. Поэтому детям неинтересно, скучно читать даже самые хорошие книги.

Ещё один факт, который отмечают педагоги, — резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, им скучно рисовать, конструировать, их ничего не интересует и не увлекает.

Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых — готовых — развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты — детская жестокость и агрессивность. В последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отноше¬ний на школьном дворе драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. Теперь победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача —понять истоки этих тревожных явлений.
Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, подменяет собой общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Раннее и дошкольное детство (до 6—7 лет) — период зарождения наиболее общих, фундаментальных способностей человека.

Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут отжать культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир, ребёнка пустым.
Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты предоставляла система детских закрытых учреждений — домов ребёнка и детских домов. Педагоги и психологи многократно показывали: дети, лишенные семьи, т.е. полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве, существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители. Для них характерно недоразвитие личности, которое выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабой концентрации, сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, а также в импульсивности и ситуативности поведения, отсутствии инициативы, низком уровне фантазии и воображения, несамостоятельности и стереотипности мышления и пр.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к её использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами.

Развивающие упражнения — подготовка к школе http://vscolu.ru

Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Kupivroddom
Готовая сумка в роддом Универсальная готовая сумка в роддом...
Категория: Дом, семья, дети | Автор: Kupivroddom | Добавлено: 21.08.2015
Аватар vyyezdnoy.banket
Заказ кейтеринга на детский день рождения: выход из любой ситуации Детский день рождения пройдет волшебно, если родители позаботятся о его организации. Стоит заказать кейтеринг, который решит все вопросы с питанием....
Категория: Дом, семья, дети | Автор: vyyezdnoy.banket | Добавлено: 02.05.2025
Аватар madam-vivasan
Утомленные солнцем: чем утолить жажду Погода во многих областях России бьёт температурные рекорды. Наши организмы уже изрядно истощены и вопрос поддержания физиологичной активности организма – самый что ни на есть актуальный....
Категория: Дом, семья, дети | Автор: madam-vivasan | Добавлено: 30.07.2010
Аватар najda4ka
Выбираем развивающие игры Развивающие игрушки являются первыми помощниками малыша в знакомстве с миром, расширении интересов и становлении личности ребенка. У вас может возникнуть ряд трудностей, когда вы соберетесь купить игр...
Категория: Дом, семья, дети | Автор: najda4ka | Добавлено: 30.11.2010
Аватар Nika_1409
Правильный уход за металлическими покрытиями на кухне Металлические элементы на кухне не только придают стильный вид, но и являются неотъемлемой частью функционального пространства....
Категория: Дом, семья, дети | Автор: Nika_1409 | Добавлено: 05.02.2025
Свежие комментарии

Комментарий эксперта: Как изменения в налоговом законодательстве 2025 года перевернут привычный бухга...

Читать >>

Узбекистан является одним из крупнейших производителей текстильной продукции в Центральной Азии. Страна исторически специализировалась на выращивании ...

Читать >>

Читая статью про "зарождение инвестиций в Древнем Вавилоне", поймал себя на мысли, что мы упорно пытаемся натянуть современные экономические концепции...

Читать >>

Если раньше много времени уходило на подготовку материалов для конкурса, отправке по почте, то теперь это намного проще. И доступнее для каждого учите...

Читать >>

Зря вы так про аниме, есть прям крутые ужастики, с кровью и кишками, а есть где головой думать надо. К примеру доктор Стоун....

Читать >>

Лучшие авторы
Аватар Woft
Я есть)!

Читать

Аватар Стандарт
Таможенный брокер ( представитель) Standard Group...

Читать

Аватар veseliymakler
Я ответственный, но в меру, не нудный
И навязыв...

Читать

Напишите нам