Психология воспитания до года.
Психология новорожденного ребенка начинается с рождения, а может и раньше. Насколько этого ребенка ждут, или он дело случая, уже от этого зависит психологический фон при рождении малыша.
Малыш умеет жмурить глаза, если слепит свет, а сильный источник света заставляет повернуть головку. Ребенок следит взглядом за перемещающимся светящимся объектом. Он умеет сосать, этому он научился во внутриутробной жизни. Он прекрасно цепляется, умеет повиснуть всем телом и удержаться, надо только вложить палец взрослого в кулачок малышу. У него есть рефлексы ползания и рефлекс отталкивания. Все умения младенца пока несовершенны. Малыш не только умеет улыбаться, но у него уже много всяких выражений лица: он хмурится, морщит лобик, кряхтит и может беспричинно голосить.
В начале второго месяца у ребенка появляется улыбка, направленная к взрослому, к матери как вознаграждение за ожидание и терпение. Малыш производит направленные действия: улыбка, гуление, мимика лица, движения ручками обращенные к матери. Эти своего рода проявления радости называются «комплекс оживления». Ребенок узнает лицо матери. «Комплекс оживления» считается началом психологической жизни, единства матери и ребенка. Со стороны ребенка психологический контакт выражается в зрительном и слуховом сосредоточении, а также эмоциональное общение с матерью.
Многие малыши в возрасте 2-4 месяцев начинают различать близких и родных и посторонних людей. Наблюдается следующая тенденция в отношении ребенка к окружающим людям. Ребенок, который воспитывался в более многочисленном обществе людей доброжелательно настроенных к нему, имеет ярко выраженные черты характера экстраверта. И наоборот ребенок, который был окружен только близкими родными, имеет признаки интроверта. Возможно это только предположения психологов, но такое мнение существует.
На этом этапе развития повышенная чувствительность объясняется тем, что через чувства и эмоции ребенок начинает различать, что хорошо, а что плохо. Именно положительные эмоции для ребенка являются ориентиром для взаимодействия с внешним миром. Общение с миром в возрасте шести месяцев приобретает уже в более сложные формы. Интонация голоса, плача в различных ситуация меняется. Ребенок передвигается, учится ходить и важно взрослым не спешить с негативными эмоциональными оценками в случае неудачи.
Ваш ребенок строит свой диалог с окружающими доступными ему методами. Это могут быть, и плачь, и хныканье, какие-то направленные действия руками или телом, взгляд или желание привлечь ваше внимание. Ребенок может прыгать или стучать, и вам важно быть внимательным собеседником. По интонации голоса ребенок четко определяет, насколько взрослый благосклонен к нему. Выбирая подарок на годик, через взаимодействие малыша со взрослым, в дальнейшем будет строиться отношение малыша к окружающему миру. Уже в возрасте полугода можно наблюдать, как развита эмоциональная сфера младенца. Насколько он тревожен, или наоборот вялый, заторможенный, какова его степень сосредоточенности и т.д. Терпение, любовь, игрушка на годик, ласка это ваши добродетели в воспитании младенца. Ни в коем случае не стоит сравнивать, кто и что в этом возрасте уже делал. Ваш малыш уникален, и требовать от него ты должен то-то и тот-то нельзя. К восьми месяцам он уже должен то-то не правильный подход. У каждого ребенка свой биологический и психологический ритм развития. Это основные принципы психологии воспитания до года. Для гармоничного развития ребенка важно сохранять положительное эмоциональное состояние, которое может дать родительская любовь. Воспитание ребенка уже началось. Вдумчиво выбирайте что купить на годик, как объяснить простые вещи. Устойчивые отношения, оценки, чувства и эмоции залог психологически здорового человека. Терпение теперь ваш лучший друг.