Подросток и родители
Категория: Дом, семья, дети
| Автор: evar
| Опубликовано: 30.10.2010
Как правило, подростки, достигшие переходного возраста 14-15 лет, замыкаются на себе, становятся молчаливыми, необщительными и хмурыми. Часто приходится слышать жалобы родителей, которые не понимают, что происходит с их ребенком. Более тысячи и одной мысли проносятся в их головах: чего ему не хватает, не связался ли с плохой компанией, а может у него появилась девушка?
Замечательно, если родители еще обращают внимание на изменения в поведении своих детей. Ведь некоторые из нас, родителей, чего греха таить, даже не знают, когда их чада возвращаются домой, и не интересуются, посещают ли они вообще занятия в школе, не говоря уже о том, чтобы увидеть перемену в настроении ребенка, его замкнутость или несвойственную ему отчужденность.
По мнению психологов, особого повода для беспокойства нет. Ребенок взрослеет, и подростку необходима дистанция в отношениях с родителями, чтобы ощутить себя самостоятельным и особенным. Поэтому в нашей заботе они начинают видеть вторжение в их индивидуальность и желание подчинить себе, продлить детство.
Впрочем, добавляют специалисты, несмотря на то, что подростки отказываются общаться со своими родителями, они готовы активно обсуждать свои дела с родителями друзей или, например, с дядей, бабушкой, тренером и т.д. Это порождает тревогу со стороны родителей: а вдруг их ребенку дадут не тот совет.
Но это еще полбеды, все равно у подростка есть помощь от взрослых. Гораздо хуже, если помимо неправильных советов подросток выберет неправильное окружение. Дурное влияние окружающей среды зачастую приводит к скороспелым отношениям между подростками противоположных полов. Последствия этого могут отразиться на всей дальнейшей жизни, потому что нет достаточной информации в этом возрасте о половых отношениях и, как правило, нет осознания ответственности.
К кому тогда предъявлять претензии: к бабушкам, дедушкам, дядям и тетям? Не лучше ли самим родителям постараться стать искренними и близкими друзьями своему ребенку? Тогда ему не надо будет искать советов и помощи на стороне.
К сожалению, люди порой слишком поздно осознают свои ошибки, или не осознают вовсе. Необходимо помнить, что именно в переходный период закладываются основы будущей личности. Поэтому мудрые родители учат ребенка уже с детских лет принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Нужно контролировать его ему и в то же время предоставлять определенную степень свободы.
Самое главное - воспринимать ребенка не как все еще маленькое, неразумное существо, а как равного себе, кому можно довериться, с кем можно посоветоваться, поговорить "по душам" и просто по-дружески посекретничать. Правы те родители, которые создают семейный совет, где все решения принимаются совместно с детьми, в результате чего проблема родителей и детей отсутствует. Только такие отношения можно назвать зрелыми. К сожалению, в наше время таких семей очень мало. Обычно родители пытаются подчинить себе детей, считая их своей собственностью, ошибочно полагая, что этот метод воспитания наиболее верный.
Вне сомнения, такой доверительный подход к воспитанию детей накладывает очень большую ответственность на родителей. Ведь становясь другом ребенку, ты начинаешь воспитывать его личным примером, абсолютно во всем. Для того чтобы не возникали сомнения относительно правильного воспитания, необходимо быть уверенными в том, что выбранный нами жизненный путь, наше отношение к другим, наше восприятие окружающего соответствуют нашему предназначению в этом мире. Тогда наш пример, несомненно, поможет ребенку в выборе окружения, выстраивания гармоничных связей с людьми и миром, в котором мы живем.
Наталья Шестопал
источник – интернет-газета Единый мир
www.kabmir.com