Особенности обучения чтению с рождения
Категория: Дом, семья, дети
| Автор: Anastasiya
| Опубликовано: 23.03.2009
Главные правила:
1. Показывайте слова очень быстро.
2. Часто добавляйте новые слова.
Ребенок в этом возрасте – истинный интеллектуал, т.е. всё, что он изучает, ему интересно. Он любит учиться ради самого процесса. Ему всё равно, что учить.
Ребенок ещё не может говорить. У него плохо развиты моторные (двигательные) навыки, но хорошо сенсорные (чувствительные). Это позволяет малышу легко воспринимать информацию, но не позволяет выдавать ответную. Поэтому ребенок может научиться читать раньше, чем говорить.
Понимание текста и речи – это один и тот же процесс.
Умение говорить и писать – это понимание плюс моторные навыки.
4-месячный ребенок не может читать вслух. И это прекрасно, т.к. никто ребенка не заставляет это делать. Он может читать, как и Вы, - молча, быстро и эффективно.
Ребенок в этом возрасте очень жадный до любой информации, более того, он может требовать ее в больших количествах, чем Вы в состоянии ему дать.
Часто мамы сталкиваются с таким фактом: в конце занятия ребенок показывает явное неудовольствие, требуя продолжения урока.
Ребенок может «проглотить» не 3, а 4 – 5 групп слов в день и хотеть ещё.
Малыш в возрасте 3-6 месяцев – лингвистический гений.
Ребенок в возрасте от 7 месяцев до 1 года
В этом возрасте малыш начинает ползать, а затем и ходить. Именно эти вновь приобретённые умения вносят свои коррективы в характер проведения занятий.С началом интенсивных передвижений, пусть даже ползком, ребёнок перестал быть пассивным наблюдателем, он становится активным исследователем.
Если Вы начали обучение в этом возрасте, то постарайтесь соблюдать следующие правила:
1. Каждое занятие должно быть очень коротким.
2. Проводите занятия как можно чаще.
Если четырёхмесячный малыш может «проглотить» 50 слов за 1 занятие и просить ещё, то в 7 месяцев картина резко меняется. Ребенок начал двигаться, перед ним открылись новые возможности.
В 4 месяца он был наблюдателем, и ему нравилось подолгу рассматривать слово за словом.
В 7 месяцев он начал ползать, у него уже нет столько времени на чтение, сколько было раньше. Но ему по-прежнему нравится учиться читать.
Объём ежедневно показываемых слов в этот период остаётся прежним или может даже увеличиться. Нужно просто перераспределить слова: уменьшить количество слов в комплектах и увеличить количество самих комплектов.
Если, к примеру, на предыдущем этапе в ежедневной программе у Вас было 3 комплекта и в каждом комплекте по 10 слов, то, перераспределив карточки, можно сформировать 6 комплектов по 5 слов или 5 комплектов по 6 слов. Таким образом, общее количество карточек осталось прежним.
Напоминаем, что каждый комплект нужно показывать три раза в день.
Если занятия будут максимально короткими, то ребенок будет продолжать усваивать новые слова жадно и быстро.
Ребенок в возрасте от 1 года до 1,5 лет
Два правила для этого возраста:
1. Занятия должны быть максимально короткими.
2. Прекращайте занятия раньше, чем Ваш ребёнок сам этого захочет.
В год ребенок начинает ходить, а к полутора годам – не только ходить, но и бегать. Никакой взрослый не обладает такой колоссальной энергией, как самый обычный ребенок в возрасте от года до полутора лет.
Все мамы с нетерпение ждут того счастливого момента, когда малыш сделает свой первый самостоятельный шаг. Радуются только один день. На следующий думают: «Лучше бы ты лежал!»
Теперь у мамы совершенно нет свободного времени. Всегда нужно быть начеку и подстраховывать малыша.
Зато радости ребёнка нет конца. Ведь он не просто научился ходить, он познакомился с новым способом передвижения в пространстве, и это ему очень понравилось.
Теперь он научился передвигаться быстро, и возможность исследовать окружающий мир резко возросла.
Поэтому 5 слов за 1 занятие – вполне достаточно, хотя может возникнуть необходимость сократить это количество до 3, а может быть, и до 1 слова.
Ребенок в возрасте от 1,5 до 2,5 лет
Правило 1. Выбирайте для изучения те слова, которые Вашему ребенку больше всего нравятся. У ребёнка уже давно сформировались свои пристрастия, и рвётся наружу своё мнение. Успешными занятиями будут те, на которых Вы будете показывать ребёнку любимые слова. От нелюбимых слов он будет отворачиваться.
Все малоинтересные слова, особенно нелюбимые, нужно показывать 1 – 2 раза и переводить их в на второй и третий этапы: в разряд словосочетаний и предложений.
Из нелюбимых слов можно сделать очень интересные предложения.
Например, если Ваш ребёнок терпеть не может слово «перловка» и готов его, как и Вашу кашу, которой Вы пытаетесь его пичкать по совету врачей для лучшего обмена веществ, выбросить в унитаз. Покажите ему предложения, от которых он придёт в восторг:
«А ну её к чёрту, эту перловку!»
«Ешь сама свою перловку!»
«А плевать я хотел на эту перловку!»
Правило 2. Начинайте программу обучения ребёнка постепенно. Дети – страшные обжоры. Особенно, если это касается новых впечатлений, новой информации. Вам, мамам, хорошо известно, что перекармливать ребёнка пищей вредно. Если перекормили малыша, он срыгнёт и будет прав. Ребёнок постарше уже не срыгнёт, но, тем не менее, состояние голода возникнет у него не скоро.
Так же и с информацией: перекормите ею – у ребёнка возникнет состояние «обжорства», и нужно делать перерыв в занятиях, чтобы настало состояние информационного голода.
Правило 3. Постарайтесь как можно быстрее перейти от отдельных слов к словосочетаниям и предложениям.
Как только из изученных слов Вы сможете сделать 10 словосочетаний – сразу приступайте ко второму этапу, а через 2 – 3 недели – к третьему.
Любимым для малыша будет 3-ий этап (предложения).
Дети этого возраста уже имеют определённый словарный запас, понимают простые синтаксические конструкции, пробуют сами конструировать предложения. Поэтому, стремительно приступая к словосочетаниям, а затем и предложениям, Вы лишь догоняете естественное развитие речи ребёнка.
Самые интересные способы показа карточек со словами>>
Ребенок в возрасте от 2,5 до 4 лет
Если ребёнку этого возраста сообщить, что Вы его сейчас начнёте учить читать, он Вам сразу же принесёт книгу. Про себя малыш будет думать, что уже через 5 минут он научится читать. Ведь он ещё не знает, какой это непростой путь - научиться самостоятельному беглому чтению.
Ребенок сразу захочет приступить к последнему, 5-ому этапу, но его нужно провести по всем этапам, начиная с первого. Просто к 5-му книжному этапу нужно выйти как можно быстрее.
Правило 1. Стремитесь давать ребёнку достаточно сложные слова.
Правило 2. Как можно быстрее пройдите этапы с 1-го по 3-ий. Основные этапы обучения детей этого возраста – 4-ый (распространённые предложения) и 5-ый (книги).
Если у ребёнка иногда пропадает интерес к занятиям, попробуйте применить следующие приёмы.
Обучаем папу (Семья Габо, Москва)
Все дети обучаются на подражании. Они подражают окружающим их людям во всём. Мама вытирает пыль, и ребёнок требует себе тряпку. Стоит папе забить гвоздь, и ребёнок несколько дней после этого стучит воображаемым молотком по чему попало.
У Мирель Габо, девочке 3-х лет, пропал интерес к занятиям.
После того, как девочка отказалась заниматься, мама предложила мужу:
- Давай, я тебе покажу эти замечательные карточки!?
Муж согласился, подыгрывая жене и изображая высшую степень заинтересованности, он вытаращил глаза и внимательно разглядывал показываемые карточки.
Но больше всего мужу понравилось, когда жена стала его хвалить, обнимая и целуя:
- Ой, какой ты у меня умница! Как ты внимательно смотрел на карточки!
Ребёнок, наблюдая эту картину, не выдержал, приполз, отбросив свои игрушки, втиснулся между мамой и папой и потребовал:
- И я хочу смотреть на карточки!
И мама стала показывать карточки дочери.
Обучаем любимую игрушку.
- Давай, будем учить нашего мишку читать?! – сказала мама и посадила пушистого мишку на колени дочери.
- Смотри, Миша, - сказала мама и стала показывать ему карточки со словами.
Дочь, прижимая к себе любимую игрушку, тоже с интересом присутствовала на этом уроке, наблюдая за мамой, проводившей урок.
Когда мама, закончив урок, начала хвалить мишку, дочь обиделась и ревниво потребовала похвалить и ее: она ведь тоже вместе с Мишей смотрела на карточки.
Ребенок в возрасте от 4 до 6 лет.
Всё, что было важным для ребенка в возрасте от 2,5 до 4 лет, становится ещё более важным для ребёнка от 4 до 6 лет.
1. Ребёнок не может усваивать простую информацию (отдельные слова) так же быстро, как младенец.
2. У него очень сильно развиты пристрастия – что-то он любит, а что-то нет. Его программа обучения чтению должна строиться на тщательном отборе слов, которые ему нравятся и которые он хочет учить.
Его нужно быстро провести через все этапы и остановиться на пятом («книги»). Это самый основной и продолжительный этап в обучении детей этого возраста. Перед чтением каждой книги не забывайте показывать ребёнку отдельные слова, которые он потом встретит в книге.
Андрей Александрович Маниченко Педагог, психолог, основатель компании ?УМНИЦА“,автор развивающих методик www.umnitsa.ru