Корни неуверенности. Как преодолеть обиду и гнев?
Накапливаемые обиды приводят к нарушению характера, пессимизму, неуверенности в себе, невосприимчивости к новому, повышенной уязвимости к стрессам.
Статья содержит практические рекомендации.
Корни неуверенности.
Чувства, эмоции, и страсти – не только те, которые испытывает человек, но и те, что он унаследовал от родителей, будут управлять его жизнью. Рассмотрим, почему:
1.Беременность.
Современная психотерапия говорит о том, что существуют психические структуры, которые передаются по наследству от родителей. В течение жизни эти структуры развиваются, определяя способ восприятия человеком себя и окружающего мира. И хотим мы этого или нет, мы живем в соответствии с ними.
Человек – система, в которой все взаимосвязано. Первый опыт общения с миром человек получает в чреве матери, еще до рождения. Мать в этот период– воплощение мира. Радость ожидания ребенка дает ему переживание радости и комфорта, ощущение единения с миром.
Если мать не хочет будущего ребенка – он чувствует себя отторгнутым не только ею, но и всем миром. У плода формируется глубинная тревожность в случае угрозы аборта, различного рода стрессов матери и любого негативного восприятия ее беременности.
Если первичная структура психики плода образовалась под воздействием позитивного опыта, то впоследствии человек будет положительно настроен на восприятие окружающего его мира.
Если первичная структура психики плода образовалась под воздействием отрицательного опыта, то человек будет делать акцент на негативных аспектах происходящего, не замечая светлых сторон жизни.
2.Рождение.
Жизнь-это всегда борьба. Только одному все дается легко, а другого жизнь «сдавливает».
В чем тут дело?
В народе существует поговорка: «Как родился - так и жить будет».
С. Грофф подробно описал стадии переживания процесса рождения. В общих черта это выглядит так – меняется биохимия крови и матка начинает сокращаться. Шейка матки еще закрыта. «Выхода нет». Ребенок испытывает чувство тревоги и смертельной опасности, боль, беспомощность.
Если этот период был длительным и сложным, то в жизни человек будет, слеп ко всему положительному.
Болезненные бессознательные воспоминания о пережитом опыте рождения будут заслонять все остальное.
Так закладывается стратегия «неудачника».
Иногда ребенок во время родов ведет себя сильно активно и самостоятельно – быстрые роды.
В этом случае у человека незначительные реакции конфликта могут вызвать бурную эмоциональную реакцию, которую он может, как подавлять в себе, так и выплескивать на окружающих.
В любом случае, эти эмоции разрушают либо окружающих, либо их хозяина.
С. Грофф, исследуя, жизненные историй людей, пришел к выводу, что в их поведении есть тенденция смотреть на мир сквозь призму своего первого опыта преодоления сопротивления – опыта рождения.
Тело хранит память обо всех наших переживаниях. А память о самом раннем опыте транслируется нами по жизни. В жизни мы часто ведем себя, как «в родовом канале»; игнорируем легкое сопротивление потока жизни и дожидаемся момента, когда нас сдавит окончательно. И только тогда начинаем двигаться, задыхаясь от напряжения и внутренней боли. Но ведь прохождение родового канала – это наш первый жизненный опыт, который нужно развивать, учиться преодолевать препятствия более конструктивно.
3.Первые месяцы жизни.
Этот период называется кризис новорожденности. С момента своего появления на свет, ребенок начинает жить в совершенно другой среде и при других условиях.
В это время, ребенка недопустимо отдалять от матери (например, госпитализация без присутствия матери, отдавать на воспитание бабушкам и дедушкам и т.д. и т.п.) Это глубоко ранит его психику.
И многие психологические проблемы в дальнейшей жизни имеют корни в этом периоде.
Тугое пеленание лишает ребенка возможности двигаться самостоятельно. Нередко именно тут кроются корни будущей беспомощности и безынициативности взрослого человека. Восприятие самого себя у взрослого человека, ощущение себя в жизни, тесно связано с тем, насколько активен, свободен, и любим, он был в младенчестве.
Как часто родители, подавляя свободу своих детей, призывают их сдерживать свои искренние эмоции и чувства, убеждая, что, именно такое поведение и является хорошим. Тем самым они, сами того не желая, способствуют формированию у детей страхов, агрессивности, а в итоге – неуверенности в себе.
О том, каковы последствия закрепленной неуверенности, можно писать много. Здесь и – конфликтное общение с окружающими, стрессы, различные заболевания и пр. И только от родителей зависит, какой фундамент будущего своему ребенку они заложат.
4.«Веди себя «хорошо», я дам тебе конфетку». Одна из любимых фраз в родительском воспитании.
Вот что пишет об этом С.О. Хохель.
"Известно, что выражение гнева, как и других чувств, совершенно естественно для младенца, который криком или плачем требует присутствия матери, когда ему недостаточно пищи, тепла или общения.
Однако, вырастая, ребенок чаще всего сталкивается с тем, что его чувства неудобны окружающим, и учится подавлять их, вместо того чтобы научиться их трансформировать.
С младенчества взрослые могут наказывать детей за проявление радости («сядь на место и не дергайся!»), страха («не стыдно – такой большой, а боишься!»), гнева («перестань плакать, а то ремень возьму», «как ты с родителями разговариваешь?!»).
Вместо того, чтобы обучить их проявлять эмоции таким образом, чтобы от этого не страдали ни они, ни окружающие (к сожалению, большинство родителей не способны обучить этому детей, потому что не умеют сами этого делать).
А ведь когда ребенок сердится, для него естественно плакать, кричать или стремиться кого – то ударить – он следует своей природе, поскольку не умеет подавлять свои чувства. Однако, будучи наказанным за подобное поведение, он скоро приходит к выводу, что его чувства плохи и их нужно всячески скрывать или игнорировать.
Не будучи способным, открыто выразить, например, свой гнев, такой ребенок в будущем становится обидчивым, раздражительным и зачастую злопамятным в отношении других людей – или он постоянно живет с чувством вины за то, что испытывает что – то «нехорошее».
Однако ситуация ребенка осложняется еще и тем, что, обучив его проявлениям эмоций и продемонстрировав их силу на личном примере, взрослые вовсе не спешат признать право детей реагировать на обиды старших так же, как они реагируют сами на поведение детей или других людей.
Более того, посеяв в ребенке эти эмоции, взрослые часто тут же требуют начинать подавлять их, убеждая детей, что это называется «хорошим поведение".
Задумайтесь.
- Подавленный гнев как бы застывает в человеке, будучи не в силах ни покинуть его, ни подвигнуть на какие – либо действия.
- Этот застывший, невыраженный и непроговоренный гнев воздвигает во взаимоотношениях между людьми невидимые стены, которые затем эти взаимоотношения разрушают.
- Обидчивый человек не в состоянии эффективно противодействовать в ситуации, где затрагивается его жизненная территория.
- Кроме того, он пребывает в иллюзии, что это происходит с ним из – за его собственной неполноценности или злой воли другого человека.
- Самой же сильной формой подавления гнева является ненависть.
- Она возникает у людей, которые больше не в состоянии накапливать свои обиды и нуждаются во внешнем объекте, чтобы разгрузить их.
Если в Вашей душе, в вашем сердце, накопилось много обид, попробуйте проделать такие упражнения.
Упражнение1
Цель: Осознание внутренней обиды, освобождение от нее.
Если изменить слово «обидчивость», получится «обидчервость», то есть на минуту представьте себе, что затаив в себе обиду вы носите внутри себя червяка, который подтачивает вас из нутрии. Чтобы освободиться от внутренней обиды, а точнее от вашего внутреннего червяка, выполните это упражнение.
Включите музыку. Сядьте удобно и закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что идете по улице. Перед вами – девятиэтажный дом. Вы заходите в подъезд дома, поднимаетесь по ступенькам на первый этаж и входите в лифт, в котором стоит человек, который Вас обидел. Лифт закрывается, и вы едете вверх. Представьте, что свою обиду на этого человека вы держите в руках, но обида эта – в форме червяка. Посмотрите, какой это червяк – большой или маленький, толстый или тонкий. Какого он цвета, формы. Лифт поднимается на верхний этаж, вы отдаете червяка своему обидчику или оставляете его на лифте и выходите.
Вы спускаетесь по ступенькам, и с каждым шагом вам становится легче. Вот вы уже спустились на первый этаж, еще несколько ступенек, и вы выходите из подъезда. На улице светит солнце, вам легко дышится, вам хорошо и спокойно…
Ответьте на вопросы:
- Какого червяка вы увидели? Опишите его цвет, размер, форму.
- Удалось ли вам отдать его обидчику или оставить в лифте?
- Почувствовали ли вы облегчение после того, как вышли из лифта.
Упражнение 2
Техника рассеивания гнева.
Помогает восстановить эмоциональное равновесие, угасить огонь и стимулирует химические изменения внутри организма, ведущие к возникновению чувства любви и прекращению выброса адреналина.
Техника: Включите музыку. Положить одну руку на область сердца, другую – на область солнечного сплетения и обратиться к светлой и чистой энергии, которая должна успокоить вас. Трижды повторите про себя: «Сегодня я не буду поддаваться гневу». Когда вы почувствуете себя легче, сядьте и напишите, что именно стало причиной вашего гнева. Несколько раз прочтите написанное. Вернитесь к своим записям позднее, когда вы будете в хорошем настроении, и напишите, что вы собираетесь сделать. При этом исходите из чувства сострадания и любви, например говорим так: «Сегодня я всех прощаю».
Важно: если гнев был справедлив, не следует извиняться, поскольку, таким образом, вы передаете свою энергию другому человеку, который может обратить ее против вас.
Упражнение3
Медитация на дне океана.
Включите музыку. Спина совершенно прямая, ни к чему прислоняться нельзя. Руки спокойно лежат на бедрах. Расслабиться, отрегулировать свое дыхание, успокоить разум. Сосредоточиться на дыхании. Медленный вдох, медленный выдох. Представьте, что вы сидите на песчаном дне океана… вы можете дышать, вода – это воздух… вы видите, как вокруг вас развеваются длинные водоросли… они растут, тянутся к поверхности, к свету… водяные животные перемещаются в воде… стайки рыб… их много, но они – одно целое… вы сидите спокойно, вам удобно, вода поддерживает вас… вы ощущаете себя водорослью… вы слышите странные звуки, словно дети играют на пляже, но они где – то там, вне океана… никто не знает, где вы… здесь так спокойно, так мирно, так надежно… ваш разум иногда пробуждается, но теперь вы уже не водоросль, а яркая, тропическая рыбка… вы уплываете в заросли водорослей, устремляясь к поверхности следом за пузырьками воздуха, вас влечет солнце, влекут звуки внешнего мира… вы больше не будете одиноки… вы ощущаете, как легко вам дышится… вокруг так покойно и тихо… Сосредоточьтесь на этом ощущении, почувствуйте солнце над головой… Вам хорошо и спокойно, никто не знает, где вы, вас никто не потревожит… жизнь здесь вечна… Оставайтесь в таком положении 20 минут. Медленно поднимитесь на поверхность, доплывите до пляжа, выйдите на берег, где играют ваши друзья. Вернитесь в настоящее, откройте глаза, но не двигайтесь еще пару минут. Потянитесь и встаньте.
Притча о прощении и благодарности.
"В одном селении умирал человек, прославившийся свой скупостью. Кроме старой сиделки, некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом. Но однажды на пороге его хижины появился путник, чье лицо светилось мудростью и любовью.
- Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, сказал он хозяину хижины.
Тот с удивление взглянул на гостя:
- Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен.
Но путник продолжал:
- Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел давать мне взаймы, ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои силы. И теперь я богат, счастлив и свободен – благодарю тебе".
Отпуская ситуацию, мы принимаем ответственность за свою жизнь на себя и остаемся здоровыми и свободными людьми, испытывая в душе легкость. Кроме того, прощая, мы становимся сильнее и можем сами достичь того, что ожидали от других. Прощение и благодарность – это волевой акт, дающий нам силу. Будьте здоровы.
Елена Алексеевна psitor.ucoz.ru