Как Интернет «пожирает» деньги
Категория: Интернет
| Автор: smart-soft
| Опубликовано: 16.12.2009
С течением времени проблема контроля доступа к Интернету встает все острее: растет не только количество подключенных организаций, но и усложняется их структура, появляется все больше филиалов и удаленных офисов, которым также требуется доступ в Сеть. Все большему числу сотрудников требуются в их деятельности интернет-коммуникации, и все больше у этих сотрудников личных интересов в Сети. Тем более, что в Интернете чего только нет, и не всегда имеющееся полезно для общества и работодателей. Проводилось и проводится большое количество всевозможных исследований контента, циркулирующего в Сети, и полученные результаты сходятся к общему выводу: основное наполнение интернет-серверов – всевозможные скабрезности и развлечения, а данных, претендующих на звание "Информация", не очень-то и много. Соответственно, при бесконтрольном и нерегулируемом доступе, по обобщенным данным тех же исследований, персонал фирм и компаний только в четверти случаев обращается к рабочим данным, еще четверть посещений сайтов имеют сомнительную полезность и половина трафика расходуется на развлекательные ресурсы и личные потребности сотрудников, к рабочему процессу никакого отношения не имеющие.
И если анекдоты читают в среднем 5 – 10 минут в день, то всевозможные социальные сети гораздо более привлекательны. И как только менеджеры исполняют свои должностные обязанности, если на их мониторах страничка «Вконтакте» открыта? Вполне ведь можно отвлечься на клиента и пропустить очередное сообщение на стене от коллеги из соседнего отдела. Но если серьезно, то в Англии, например, потери от посещений социальных сетей в рабочее время стоят 2.24 млрд. долларов и работники «зависают» в них более, чем на 40 минут в день (http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=10197). Ладно, если просто теряют рабочее время (которое, между прочим, стоит работодателю определенных денег) – эту потерю, может быть, наверстают (если, конечно, техпроцесс позволяет), да и отдохнуть-расслабиться (в разумных пределах, в ра-зум-ных!!) не помешает. Однако, утягивая из сети очередной хит либо рингтон, наивный офисный планктон невольно открывает лазейку многочисленным зловредам. В 2008 году участники «Вконтакте» стали жертвами сетевого червя, организующего рассылку с машин пользователей ссылок на зараженные ресурсы по e-mail. И это событие может повлечь за собой разбирательства с провайдером (ибо спам – зло). Но если проблемы с провайдером решаемы, то как быть с вирусами вроде таких, как “Melissa”, который умудрился нанести ущерб более чем на миллиард долларов (Computer Economics, 2000)? Свой «творческий» путь он начал с сайтов для общения.
Допустим, уровень современных антивирусов позволяет противостоять вирусным атакам. Учитывая это, киберзлодеи не дремлют - по мнению специалистов WatchGuard Technologies (WatchGuard Technologies, 2009, https://www.watchguard.com/latest/security-predictions.asp), атаки на пользователей будут направлены с привычных и не вызывающих подозрений сайтов, которые незаметно заражаются SQL-инъекциями; целью подобных вторжений все чаще становятся личные и корпоративные (в том числе составляющие коммерческую тайну) данные пользователей.
Данный текст не является скрытой рекламой какого-нибудь антивируса, как могло показаться. Вовсе нет. Все и так понимают, что антивирусы и файерволы – must have (должны быть). Опасность, исходящая от неграмотного и неконтролируемого использования Интернета в корпоративном секторе, не только в вирусах и сетевых атаках. В связи с этим автору пришел на память диалог с известного сайта http://bash.org.ru : «Ты почему с этой работы не уходишь? Там зарплата копеечная. – Зато там быстрый безлимитный Интернет, и никакого контроля». Вот как-то так – некоторым «энтузазистам» бесконтрольность дороже доходов. Предположим, вследствие закачки очередного блокбастера подобным безответственным сотрудником бухгалтерия не может провести электронный платеж, потому как канал занят – и это явный и прямой ущерб от нецелевого использования служебного интернет-канала, который хорошо еще если будет равен стоимости «левого» трафика, а то ведь и неустойки от партнеров возможны. А если товарищ ничего особенного не качает – ну в аське поболтал, ну пару роликов посмотрел прикольных, «одноклассников» навестил, анекдотец свеженький про любимую тещу прочитал, а тут и обеденный перерыв подошел – и что? Именно – ничто. Никакой полезной работы не сделано, а админ после обеда компьютер от вирусов чистит. Как в этом случае ущерб посчитать? Один и тридцать восемь миллиарда – конечно, впечатляет, но это в масштабах целого государства, причем даже не России. Как определиться с потерями в конкретной организации? Ответ можно получить на http://www.smart-soft.ru/?page=crisis , здесь все просто и понятно, а главное – результат вполне репрезентативный. И возможно, полученная цифра латентных потерь побудит перекрыть халяву бездельникам и еще одну лазейку для вирусов.
Игорь Маркелов, iMarkelov@inbox.ru