Маркетинг считается одной из новейших областей человеческих знаний, это искусство продавать и продвигать бренд, делать его запоминающимся и узнаваемым. Впрочем, маркетинг в несколько ином виде существовал и в древние времена.
По одной из версий, маркетинг в том виде, который мы знаем, использовали еще коммунисты. Несложно понять это, глядя на агитирующие плакаты, выкрашенные в яркий красный цвет и побуждающие к действию. Неизвестно, понимали ли это идеологи, продвигающие социализм, однако мощное влияние на сознание масс имело место быть.
На этом же эффекте основаны принципы современного маркетинга, что значительно видоизменило рынок. Во-первых, стали короче расстояния за счет появления скоростного транспорта. Во-вторых, появились СМИ, а конкуренция между компаниями выросла до предела.
На Руси конкуренция была не такой высокой, однако основные проблемы заключались в распространении новых продуктов. Чтобы убедить недоверчивое население в том, что новый товар действительно необходим, приходилось идти на хитрости. И чаще всего основным методом «продвижения» было сарафанное радио и слухи. Читать умел небольшой процент населения, поэтому рекламные надписи не всегда показывали эффективность.
Не стоит забывать про ярмарки, которые были крупным событием в любом городе. Соответственно, примелькавшийся на ярмарках товар запоминался – его ждали с нетерпением. К слову, именно благодаря ярмаркам появилась оптовая торговля.