Современная научная литература уделяет много внимания таким вопросам как формирование службы внутреннего контроля и аудита в организациях, а также и методикам его проведения. Это, в первую очередь, связано с интеграцией России в мировую экономику и ростом интереса иностранных инвесторов к российским организациям.
Принятие решения о создании службы внутреннего аудита необходимо тщательно взвесить и экономически обосновать. В то же время эффективная и результативная система внутреннего аудита повысит надежность информации, предоставляемой субъектам рыночных отношений. Это даст возможность организации привлечь новых инвесторов и осуществлять свою деятельность на финансовых рынках.
Создание службы внутреннего аудита (СВА) может осуществляться следующими способами:
- внедрить собственное подразделение внутреннего аудита;
- использовать аутсорсинг внутреннего аудита;
- ко-сорсинг.
Организуя службу внутреннего аудита на предприятии необходимо особое внимание уделить трем вопросам: правовому регулирования СВА, планированию деятельности СВА и порядку предоставления отчетности по материалам работы СВА совету директоров.
- Регулирование деятельности внутреннего аудита
Очевидно, что при создании СВА, в первую очередь, необходимо осуществлять регулирование ее деятельности. Публично доступных регулирующих документов, разработанных Международным Институтом внутренних аудиторов, вполне достаточно для формирования надежной нормативно-правовой базы с определением целей, полномочий, ответственности и подчиненности СВА. Вопрос подотчетности службы лучше зафиксировать в учредительных документах компании, в которых также должно быть определено, какой орган управления утвердит Положение о сервисе, которое станет основным документом деятельности СВА.
Первое, на что необходимо обратить внимание – это то, что при определении функций и задач СВА в Регламенте необходимо, во-первых, четко понимать, как и с помощью каких ресурсов будут реализованы функции внутреннего аудита, а во-вторых, насколько хорошо они соответствуют целям, заявленным пользователям. Например, прописав функцию оценки эффективности системы внутреннего контроля в определенных областях деятельности, можно попасть в ситуацию, в которой СВА будет обязана постоянно оценивать систему внутреннего контроля в указанных областях деятельности.
- Планирование
Планирование работы на основе подхода, основанного на оценке риска, в соответствии с деловыми стандартами, должно основываться на формализованной оценке риска. Основанное на риске планирование CBA в компании, в которой служба создается впервые, должно являться первой утвержденной задачей СВА. Для формирования профессионального суждения о состоянии системы внутреннего контроля требуется очень короткое время, в частности, чтобы определить, существуют ли проблемы в бизнес-процессах. На самом деле, без вводных данных практически невозможно оценить риски, присущие организации, и формализовать их. Так, уровень зрелости контрольной среды может быть оценен как низкий, в том числе из-за того, что:
- описаны не все бизнес-процессы и процедуры внутреннего контроля;
- внутренняя нормативная база требует значительной доработки;
- информация о наличии рисков несистематическая, а так же несвоевременно доводится до ведома руководящих органов;
- меры по минимизации рисков не выполнены в полном объеме.
- Отчетность
Отдельно необходимо рассмотреть состав отчетности, предоставляемой СВА совету директоров. Информирование совета директоров должно осуществляться СВА обо всех проведенных проверках, выявленных проблемах и рисках, количестве рекомендаций, предоставленных в результате аудиторских проверок, неизбежно приводит к тому, что отчет содержит значительный объем информации. Но для совета директоров наиболее важно получить полную картину состояния дел в компании, оценить эффективность системы внутреннего контроля в целом. Поэтому организуя СВА целесообразно определить ключевые метрики и критерии для оценки системы внутреннего контроля и системы управления рисками (например, утвердить методологию оценки эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками).
В заключение хотелось бы отметить, что эффективное функционирование системы внутреннего аудита и управления рисками является результатом совместной деятельности совета директоров, исполнительного руководства и самой службы внутреннего аудита. В этом процессе очень важна объективная и своевременная информация об оценке СВА состояния дел в компании, вовлеченности СВА в деятельность компании, а системный подход и активная позиция службы позволят функционировать даже с минимальным количеством сотрудников СВА и в довольно короткое время проводить качественные аудиторские проверки.
Румянцев Олег Вячеславович студент кафедры учёта, анализа и аудита rumyancev.olezhka@inbox.ru Научный руководитель: к.э.н., доцент Волошина Елена Ивановна Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Россия Список использованной литературы: Аудит. Практикум. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 608 c. Бычкова, С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика / С.М. Бычкова. – М.: Лань, 2016. – 320 c. Насруллина Э.А. Организация службы внутреннего контроля и аудита в коммерческих организациях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2102.