Средний класс на рынке туристических услуг осенью 2007 года
Отпуск – долгожданная и желанная пора для каждого. Кто из нас в его предвкушении не листал глянцевые рекламные буклеты, не стремился сберегать в течение года деньги, чтобы потом с удовольствием потратить их на отдых. Где же предпочитает отдыхать россиянин со средним уровнем достатка? Очевидно, что причины выбора маршрута у каждого индивидуальны. Одни ожидают открытия дачного сезона, чтобы в тишине и покое наслаждаться свежим воздухом и всеми прелестями загородной жизни, другие не мыслят отпуска без моря и южного солнца. Каковы мотивы выбора места отдыха, планируемые расходы, связанные с поездкой? Есть ли наиболее популярные среди россиян курорты?
В первую очередь информация такого рода, конечно же, интересна представителям туристических агенств, т.к помогает понять, каковы тенденции развития туристического рынка.
Осенью 2007 года исследовательское агентство Quans Research провело 14-ю волну исследовательского проекта "Стиль жизни среднего класса". Одна из тем исследования была посвящена изучению предпочтений при выборе мест отдыха семьями российского среднего класса.
В ходе исследования выяснилось, что в 2007 году в силу различных причин отказались от отдыха почти 11% представителей российского среднего класса. Это примерно столько же, сколько и в 2006 году.
Что касается выбора места отдыха, то более трети опрошенных респондентов (36%) заявили, что в 2007 году отдыхали на даче родственников или друзей, около 32% отдыхали на собственной даче. Примерно 4% участников опроса арендовали дачу или коттедж. Длительный дачный отдых постепенно уступает позиции зарубежным поездкам, но уикенды за городом все еще популярны в сегменте среднего класса.
Наиболее популярными направлениями среди зарубежных путешествий остаются Турция, Египет, Болгария и прочие традиционные маршруты бюджетного отдыха. Почти 13% представителей среднего класса отдыхали в этих странах в 2007 году. Интересен тот факт, что доля посетивших страны Западной Европы снизилась по сравнению с 2006 годом с 4% до 2,8%. Снижение популярности отдыха в Западной Европе в сегменте среднего класса обусловлено укреплением курса Евро относительно рубля.
Путешествия в страны Юго-восточной Азии позволяют себе, в основном, представители высокодоходных групп.
Относительно затрат на расходы, связанные с отдыхом и туризмом, было отмечено, что в 2007 году одно домохозяйство среднего класса потратило на отдых и путешествия, в среднем, 31 150 рублей. Это на 11% больше, чем в 2006 году, когда расходы на туризм одного домохозяйства среднего класса составляли примерно 28 120 рублей. Основным фактором, влияющим на туристические расходы домохозяйств среднего класса, является доходный. Так, вследствие более высоких доходов, москвичи чаще предпочитают дальние, более дорогие туристические маршруты, чем представители других регионов. Этим объясняются сравнительно высокие расходы столичных домохозяйств среднего класса на туризм и отдых.
Среднее количество дней отдыха одного представителя среднего класса в 2007 году составило 22 дня, что на 2 дня меньше, чем в 2006 году. Кроме того, доля «средних русских», вообще не отдыхавших в течение года, в 2007 году повысилось на 2 процентных пункта по сравнению с 2006 годом.
В возрастном ракурсе количество отпускных дней зависит от уровня занятости в группах. Максимально занятые представители «ядра» среднего класса (31-40 лет) отдыхали меньше остальных – только 21 день за год. Молодежь в возрасте до 23 лет отдыхала в среднем 24 дня, а представители старшей возрастной группы – 23 дня. Женщины позволили себе в прошедшем году в среднем на 2 дня отдыха больше, чем мужчины. Эта разница связана с уровнем занятости, который немного выше в мужской группе. Представители высокодоходных групп в сравнении с низкодоходными также позволили себе больше отдыха в 2007 году.
Что касается планов на отдых, в 2008 году отдыхать на дачах планируют значительно меньше людей, чем делали это фактически в 2007 году. Желаний поехать отдыхать за границу всегда больше, чем фактических случаев их осуществления. Этот эффект наблюдается уже в течение 7 лет. Фактически, планируя отдых на следующий год, респонденты заявляют отказ от пребывания на даче в пользу поездок в ближайшие курортные страны: Египет, Турцию, Болгарию и прочие. Доля планирующих отдых в этих странах в 2008 году в полтора раза больше, чем тех, кто отдыхал там в 2007-м. Конечно, это совсем не означает, что рынок туризма по этим направлениям вырастет пропорционально заявлениям респондентов.
Агентство Quans Research было организовано для осуществления крупномасштабного социологического исследования "Стиль жизни среднего класса". Компания обладает собственной федеральной исследовательской сетью на территории России. С результатами маркетингового исследования можно ознакомиться в свободном доступе на сайте агентства. Директор исследовательского агентства Quans Research Сергей Старков.