Слабое звено или Почему мы не вступаем в сеть
Категория: Страны, путешествия
| Автор: ipodgajko
| Опубликовано: 08.05.2010
Ответ:
Да, действительно, вступление в сеть или открытие туристического агентства под маркой известной сети - сейчас наиболее распространенный путь, которым идут как начинающие, так и опытные турагенты. Участие в сети дает туристической фирме очевидные преимущества. Это и участие в рекламных акция, и узнаваемость бренда, и более высокий процент агентской комиссии, достигающий по некоторым направлениям 20 %. Однако во всем этом есть и обратная сторона, о которой туристы часто не задумываются.
Рассмотрим схему работы рынка туристических услуг. Турист приходит в турагентство и выбирает понравившееся ему путешествие. Он заключает с турагентством договор и оплачивает тур именно турагентству. Есть здесь риск? Конечно. Агентство может оказаься недобросовестным. Руководство или менеджер присвоит ваши денежки и скроется в неизвестном наравлении. Вели ли этот риск? Не думаю. Все-таки деньги, которые проходят через турагентство за короткий промежуток времени - это не те суммы, ради которых нормальный человек станет рисковать своей репутаций и скрываться от закона всю оставшуюся жизнь. Кроме того, этот риск значительно уменьшается, если агентство работает не первый год или вы лично знаете руководителей, которые зарекомендовали себя как порядочные люди. Именно поэтому потребители, которые не могут воспользоваться личной рекомендацией, выбирают раскрученные названия - и совершают ошибку! Участие в сети - еще не гарантия порядочности начинающего агентства, а сеть не несет ответственности за действия самостоятельных юридических лиц.
Следующим звеном в этой цепочке является туроператор, которому трагентство перечисляет полученые от туриста деньги, и который, собственно, и является организатором всего путешествия. Есть ли здесь риск? С одной стороны, страховкой для туриста является обязательная сейчас для каждого туроператора финансовая гарантия, которая составляет от 30 до 100 миллионов рублей. Эти суммы предоставляются банками и страховыми компаниями и служат защитой интересов туриста в том случае, если туроператор по каким-то причинам оказался неспособным оказать туристу предусмотренные договором услуги. Так что деньги свои турист сможет вернуть в любом случае, даже если туроператор оказался банкротом! Конечно, остается еще человеческий фактор. Ошибки возможны в любом случае. Может оказаться забронирован не тот отель, или не на те даты, ошибутся в оформлении документов на визу - но это случаи очень редкие и обычно добросовестный туроператор решает такие вопросы в пользу туриста, предлагая ему соответствующую компенсацию. Здесь уже решение за турагентом - предлагать туристу услуги проверенных партнеров или мелких контор сомнителього качества, только потому, что их цена несколько меньше.
И последнее звено в этой цепочке - это партнеры туроператора - авиа-, железнодорожные, автобусные перевозчики, принимающие компании в странах прибытия туристов. Здесь обычно все риски принимает на себя туроператор. Исключение составлют услги авиаперевозчиков, которые устанавливают достаточно жесткие условия. И, поскольку туристу предоставляется авиабилет, который является прямым договором туриста с авиакомпанией, то туроператор не отвечает за действия партнера. Однако туроператоры стараются выбирать надежных партнеров, которые работают по оптимальным ценам с надлежащим качеством.
Теперь представим, что в эту цепочку добавлется еще одно звено - центр бронирования Сети. Это звено добавлется между турагентством и туроператором. Таким образом, турагентство перечисляет деньги клиента в центр бонирования, а центр бронирования уже, в свою очередь, - туроператору. Какие услуги оказывает центр бронирования, какую ценность добавляет к продукту, иными словами, за счет чего он полчает доход, ведь альтруистов у нас нет, все работают, только если это выгодно.Так вот - центр бронирования ничего не создает - он только собирает все туры от турагентств сети и бронирует у туроператоров от своего имени, имея повышенную комиссию за большой объем. Небольшую часть этой комиссии центр бронирования оставляет себе - либо в виде прямых отчислений от агентств за участие в сети, либо в виде определенной суммы от агентства за каждое бронирование - есть и другие варианты. Вроде бы все довольны. Туроператору удобно работать с одним центром вместо кучи мелких партнеров, турагентства получают повышенную комиссию, туристы имеют большие скидки от агентств, которые дают их за счет большой комиссии. Однако представим себе ситуацию, что в руководство центра бронирования попали не те люди. Если в этом месте цепочка обрывается - туроператор не виноват, он не полчил денег, соответственно он аннулирет бронирование - и турист остается без оплаченной поездки. турагентство часто не имеет достаточных финансовых ресурсов, чтобы за свой счет оплатить все поездки, уже оплаченные через ценр бронирования, ему остается только банкротство. И что получит в этом случае турист? Если турагентство существует в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), а это самая распространная форма, то у него 10000 рублей уставного капитала плюс мебель и оргтехника. Все!
Подобый случай в прошлом году уже имел место. Это громкий крах известной в регионах сети турагентств "В отпуску". Множество судебных исков от туристов, разорение большинства турагентств сети - таков печальный итог того, что один из руководителей сети скрылся вместе с доверенными ему деньгами туристов.
Поэтому я предпочитаю нарабатывать своих лояльных клиентов, которые пойдут не за раскрученым брендом, а за качественным обслуживанием.
Подгайко И.В. Чеховское бюро путешествий ТУР-малиню На нашем сайте ТУР-малин Вы найдете и другие интересные статьи о туризме и путешествиях.