Порт Байкал – начало и конец КБЖД
Символом Порта Байкал мог бы служить маяк, расположенный почти на вершине горы, возвышающейся над поселком. Некогда его свет служил кораблям ориентиром в опасных ночных рейдах и круизах, сейчас же это всего лишь романтический памятник минувшей эпохи со стигматами вандализма и дикости — отпечатками наивного творчества более поздних поколений конквистадоров. Обойти деревню за день трудно. Дома разбросаны по распадкам гор, отступая друг от друга порой на несколько километров. Они, словно бывалые солдаты, искусно используют особенности рельефа, чтобы укрыться от постороннего взгляда.
После строительства в 1956 г. Иркутской ГЭС, вызвавшей подъем уровня Ангары и затопление участка от Иркутска до Порта Байкал, поселок превратился в железнодорожный тупик. До сегодняшнего дня сохранились столбы, отсчитывающие километры этой несуществующей больше дороги. Поселок Порт Байкал — 72-й километр. Если пойти по железной дороге дальше в сторону Култука, то все чаще будут встречаться на пути каменной кладки галереи, тоннели и мосты — памятники архитектуры знаменитой Кругобайкалки. Именно Кругобайкалка привлекает сюда туристов, многие из которых предпочитают передвигаться вдоль извилистого побережья пешком, останавливаясь на отдых в малообитаемых Байкальских бухтах.
История Порта знала несколько крупных подъемов и столь же значительных падений. Если отобразить эти амплитуды на диаграмме, то она будет напоминать график колебаний земной коры в зоне Ангарского разлома. Местные жители, кажется, выработали привычку к потряхиваниям как природного, так и социального характера.
Жизнь здесь то ярко вспыхивала, то столь же внезапно угасала. Бурное строительство Транссиба в 1900-1914 гг. привлекло сюда десятки тысяч людей со всей России. В 1940 г. в поселке проживало более 2000 человек. После строительства Иркутской ГЭС Порт оказался отрезанным от основной магистрали. Люди теряли работу, пустели и приходили в упадок небольшие поселки на восьмидесятикилометровом железнодорожном тупике от Порта Байкал до поселка Култука.
В 70-е гг. началась новая великая стройка, и Порт стал выполнять функции водного транспортного узла. Отсюда перебрасывались грузы на строительство Байкало-Амурской магистрали. К концу 80-х основные работы на БАМе были завершены. Жизнь в очередной раз вступила в полосу кризиса. Над опустевшими верфями печальными сутулыми монстрами зависли ржавеющие портовые краны. Девяностые годы окончательно затушили тлеющие очаги социалистической индустриализации. В поселке остались лишь те, кто имел хоть какую-то работу на железной дороге, в порту или в лесничестве.
В начале 90-х гг. на берегу Байкала началось новое строительство. Создавалось крупное коммерческое предприятие — завод по разливу воды. Многие в Порту надеялись получить здесь работу. Казалось, завод ждала блестящая перспектива. Народы всех стран и континентов жадно ожидали прихода на рынок бутилированных вод священного моря. Созданное предприятие, в число акционеров которого входила Восточно-Сибирская железная дорога, освоило несколько миллионов на покупку оборудования. Смета расходов превысила реальные затраты в несколько раз. Кроме того, оказалось, что вывести продукцию на рынок намного сложнее, чем представлялось неискушенным в маркетинге локомотивам перестройки. По слухам, западному потребителю было трудно понять, как можно пить воду из водоема, в котором плавает такое большое животное, как нерпа. Еще одним социальным открытием стало то, что местные трудовые ресурсы исторически исчерпали свой потенциал. Проще говоря, они оказались неспособными вписаться в рабочий режим предприятия. Пришлось построить общежитие для специалистов из Иркутска и организовать их труд вахтовым способом.
Собирательный образ местного жителя рисует человека тертого, жесткого, упрямого и не особенно общительного. В то же время он знает себе цену и имеет опыт автономного существования. Он привык довольствоваться малым и не знает зависти. Он владеет навыками выживания, но не делает из этого сенсации. Когда книга должников в поселковой продуктовой лавке становится особенно пухлой, магазин внезапно сгорает. Люди здесь живут в каком-то ином временном ритме. Возможно, истинная причина привлекательности этого места заключается в том, что эта атмосфера безвременности охватывает каждого, кто решил здесь задержаться хотя бы на пару дней. Предпринимательская инициатива выглядит на этом фоне чужеродно. Как правило, это люди пришлые, иркутские, которые не жалуют местные трудовые ресурсы, привлекая на строительство туристических объектов рабочую силу из ближнего зарубежья.
Магнит Байкал Иркутск Туризм