Как путешествовать по Индии на поездах.
Железные дороги в Индии монопольно принадлежат государственной корпорации. Общая протяженность железных дорог Индии почти 70 тысяч километров. Ежедневно по железным дорогам в Индии перевозится больше 20 миллионов пассажиров, которых обслуживает почти два миллиона работников. Путешествовать по индийским железным дорогам легко и удобно. Если принятьь во внимание некоторые оговорки и быть готовым к местной специфике. Для незатейливого трипа достаточно знать лишь то, что изложено в приведенной ниже краткой инструкции.
Вагоны
Для длинных переездов следует отдать предпочтение вагонам SLIPPER CLASS или 3АС. Более дешевые вагоны не совместимы с нормальными представлениями о путешествии, более дорогие сопоставимы по цене с поездкой на такси или самолетом, поэтому нецелесообразны. Слиппер класс – это аналог нашего плацкарта. В них обычно не предлагается постель и в восьмиместных купе по три полки и две боковых. Окна в слипперах закрываются весьма условно, поэтому в прохладное время года может быть очень холодно. Билеты в слиппер дешевые и в зависимости от класса поезда стоят порядка 6 долларов за поездку на 800 километров. Проводников в слипперах нет. 3АС очень похож на наш плацкарт с той лишь разницей, что в нем по три спальных полки в купе. 3АС — закрытые кондиционированные вагоны с проводником и постелью, как правило, вполне чистые. В 3АС ездит приличная относительно обеспеченная публика. Вагоны 3АС отделены от остальных вагонов поезда закрытым на ключ тамбуром. Билеты в 3АС стоят в два-три раза дороже, чем слиппер. В слиппере ехать интереснее, колоритнее и веселее, в АС комфортнее и безопаснее. Подробно о классах вагонов в индийских поездах можно прочитать здесь.
Билеты
Билеты на поезда в Индии можно купить в кассах на вокзалах, в агентствах, заказать в гостиницах, забронировать на специализированных сайтах. При покупке билета необходимо заполнить форму установленного образца на каждого пассажира с указанием имени, возраста, пола, номера и имени поезда и класса вагона. Если Вы покупаете билет в агентстве или через другого посредника, форму заполнят за вас. При покупке в кассах Вам придется заполнять ее самостоятельно. При покупке электронного билета (на сайтах) все необходимые данные Вы вводите все данные на сайт. При покупке билетов через посредника необходимо оговорить размер комиссии посредника – в билете на специальном номерном бланке с водяными знаками будет указана его стоимость. Индийские посредники, пользуясь неинформированностью иностранцев, возможно, будут стараться продать Вам билет в 2-3 раза дороже его реальной стоимости. Билеты можно забронировать на сайте Индийских железных дорог, который работает из рук вон плохо и медленно или, за очень небольшую комиссию (меньше, чем полдоллара) на сайтах коммерческих посредников makemytrip и cleartrip. Сайтов-посредников довольно много, но я предпочитаю эти из-за удобства интерфейса и надежности. Билет на сайте оплачивается платежной карточкой. Если Вы не прочитали раздел этого руководства о типах бронирования, Вам следует бронировать билет только по квоте General и не иначе. После успешной покупки Вы получаете электронной копией подтверждение брони и можете проверить на сайте Железных дорог статус своего билета по номеру PNR, указанному в Вашем билете. И, наконец, чтобы не зависнуть в безнадежно опаздывающем поезде на сутки, а порой и больше имеет смысл разобраться с типами индийских поездов. Они весьма различны по скорости, стоимости, комфорту, сервису и количеству остановок. Разные типы поездов комплектуются разными классами вагонов.
Полностью подробную статью об индийских железных дорогах, о том, как покупать билет, как не стать жертвой мошенников, как избежать очередей, как ехать комфортно и интересно, как спланировать свое путешествие на поездах по Индии можно прочитать Путеводителе на сайте "Индийские путешествия"