Центральная Азия (Средняя Азия)
Категория: Страны, путешествия
| Автор: aruchemu
| Опубликовано: 18.07.2009
Благодаря развитому фронту археологических работ в Средней Азии, сделаны крупные археологические открытия. Выявлена значительная и яркая древняя культура, существовавшая во времена предшествующие арабскому (VII-VIII вв.) и монгольскому (начало XIII в.) завоеванием. Древнейшие государственные объединения возникли еще VII-VIII вв. до н.э., но уже в VI в. до н. э. Бактрия, Согд и Хорезм подверглись завоеванию персидских царей, а в IV в. до н. э. их покорил и присоединил к своей империи Александр Македонский. После его смерти империя распалась. В середине III в. до н. э. в западных областях Средней Азии образовалось Парфянское государство, а в восточных – Греко-Бактрийское. В южной части Средней Азии – в I в. н. э. сложилось мощное Кушанское царство.
В период этих рабовладельческих государств уже существовали города Ниса, Мараканда (Самарканд), Топрак-кала (первоначальное название неизвестно), Термез и др. При раскопах на территории этих городов найдены остатки зданий, монументальные скульптуры и изделия художественного ремесла.
В числе замечательных открытий древнего зодчества можно назвать величественный трех башенный дворец хорезмских правителей с большим количеством парадных залов и других комнат (III в.); многочисленные суровые замки – кёшки феодалов (VI-VIII вв.); храмы и дома знати в Пенджикенте (близ Самарканда), оказавшиеся сокровищницей живописи (VII-VIII вв.); дворец Варахше - резиденция Бухарских правителей, залы которого украшены превосходным резным стуком и живописью (VII-VIII вв.); здания с росписями стен на Афросиабе (VII в); дворец Термезских правителей (XII в.) и другие.
После распада крупных рабовладельческих империй Средняя Азия не составляла единого государства. Возникает большое количество укрепленных замков феодалов, правители небольших владений. Все сооружения, как и в древний период, возводились из глины и сырца, отличались несложными формами и во внешнем облике хранили черты суровости и лаконизма.
Скромность внешнего облика здания возмещалась ярким декоративным убранством внутренних помещений. Интерьеры дворцов и храмов украшались живописью и скульптурой, резьбой на деревянных колоннах, а так же по алебастровой штукатурки на стенах. Красочные росписи стен повествовали о дворцовых и ритуальных церемониях, сценах пиршеств и охоты. Архитектурное убранство помещений дополнялось мелкой пластинкой, монументальной скульптурой, резным и живописным орнаментом.
Завоевательные походы арабских племен VII в. в Переднюю и Среднюю Азию, а затем в Северную Африку и Юго-Западную Европу привели к образованию обширного государства – Арабского халифата. Во время арабского завоевания страны в VII-VIII вв. погибли многие постройки с их художественными ценностями. Насильственное распространение арабами своей религией, вражда завоевателей к исконным обычаям и обрядам местного населения повлекли за собою уничтожение замечательной настенной живописи, скульптуры и всякого изображения живых существ как противоречащих канонам ислама.
Однако глубокие народные корни древнего искусства были живучими и дали сильные побеги, когда была сброшена власть иноземных захватчиков. В конце IX в. местным феодалам Саманидам удалось объединить большую часть Средней Азии и образовать политически независимое от халифата государство. В течении IX-X вв. интенсивно развиваются города. Они вовлекаются в мировую торговлю, особенно те, которые находились на караванных путях из Передней Азии на Дальний Восток и в Индию.
Появляются монументальные здания, в строительстве которых вместо сырца широко используется обожженный кирпич. Купол поставленный на восьмигранный барабан, становится господствующей формой в их внешнем облике. Кладка из обожженного кирпича обогащается узорами из того же кирпича или фигурно вытисаного. Искусство такой кладки иногда было уникально, как например, на фасадах и в интерьере мавзолея Саманидов IX-X вв. в Бухаре.
К началу XI в тюркские кочевые племена завоевали территории империи Саманидов и создали два государства: Караханидов со столицей в Бухаре и Сельджукидов со столицей в Мерве. В XI-XII вв. города Средней Азии еще больше развиваются экономически, разрастаются территориально и застраиваются многочисленными постройками.
Средоточием городской жизни базары, где царило особое оживление. Строились специальные торговые постройки – купольные «таки» и «тимы» (пассажи). Возле них располагались караван-сараи, склады, бани и мечети. Возле мечети башенные сооружения- минареты, с верхней площадки которой оглашался призыв к молитве – «азан».
С IX-X вв. широкое распространение получили мавзолеи, которые строились над гробницами духовных и знаменитых светских лиц. Эти монументальные здания господствовали в городской застройке над небольшими сырцовыми жилыми домами с плоскими кровлями, с окнами и дверями, обращенными во внутренний дворик. Применение в монументальных сооружениях обожженного кирпича обусловило дальнейший строительный прогресс. Прочность здания, многие из которых выдержали землетрясения, натиск времени, монгольское нашествие, свидетельствует о высокой строительной культуре. Кладка арок, сводов и куполов производилось за отсутствием дерева без опалубки, что было возможно только благодаря употреблению быстро твердеющего алебастрового раствора. Возведенный таким способом, например, купол мавзолея Санджара в Мерве (XII в.), достигающий в диаметре 17метров, представляет собой уникальное архитектурное сооружение того времени.
В XII в. в некоторых областях страны распространяется новый прием облицовки фасадов терракотовыми плитками с резным орнаментом. Таков, например, декор фасадов – отчасти Северного (1152-11530 гг.) и особенно Южного (1186 г.) мавзолеев в архитектурном комплексе Узгена. Чрезвычайно высокого развития в орнаментальном искусстве достигает резьба по дереву, алебастру, глине.
После распространения ислама вместо изобразительных сюжетов в орнаменте начали применять условно растительные и геометрические узоры. Большее распространение получил эпиграфический орнамент, который гласит о величии и могуществе бога, святости духовных лиц, в могуществе правителей. До второй половины XII в. архитектура Средней Азии оставалась монохромной. Сырцовые постройки мало отличались по цвету от лёссовой почвы. Постройки из обожженного светло-желтого кирпича, оживлялись прозрачными, а в углублениях рельефного орнамента – глубокими тенями. В середине XII входит в употребление голубой глазурованный кирпич (наружный купол мавзолея Санджара, шатни мавзолеев Фарх – ад – дин – Рази и Текеша – рубеж XII – XIII вв. – в Куне – Ургенче.).
XI-XII вв. в зодчестве Средней Азии – время конструктивного прогресса (купольные перекрытия, минареты), большого искусства гармонических композиций зданий, уникального орнаментального искусства в виде богатейших узоров, вырезанных по алебастру или дереву, и монументального орнамента из кирпичной кладки. Развитие архитектуры, как и всей культуры народа Средней Азии, было нарушено монгольским нашествием 1220-1221 гг., которое сопровождалось большим количеством жертв, разрушением городов, ирригации и полным подрывом экономики.
Жизнь в стране после этого опустошительного нашествия возрождалась медленно. Строительство XIII в не отставила примечательных памятников. Но уже в первой половине XIV в. были созданы постройки, которые по архитектурно – художественным качеством вошли в число шедевров Средне-Азиатского архитектурного искусства. В отличии от зодчества до монгольского периода архитектура XIV в. отличается декоративностью, богатством цвета глазурованных плиток. Палитра керамических облицовок становится разнообразной, но господствуют бирюзовый и синий цвета. В 70-е годы XIV столетия один из монгольских феодалов Тимур одержал победу в феодальных распрях над своим соперником, захватил власть и, подчинив себе, кроме Средней Азии, Иран и Закавказье, простирал свои притязания на Малую Азию и Индию. Большое внимание Тимур уделял строительству своей столицы – Самарканду. Грандиозная мечеть Биби – Ханым, величественный мавзолей Гур-Эмир. Сверкающий в глазурях своих облицовок мавзолеи никрополя Шахи-Зинда призваны были свои архитектурой утверждать могущество правителя обширной феодальной монархии. Возводились значительные сооружения и вне Самарканда: обширная мечеть – ханака Ахмеда Ясавий в городе Ясы (современный г. Туркистан), величественный дворец Ак-Сарай, мемориальные постройки в родном городе Тимура в Шахризабзе и другие сооружения.
Для архитектуры конца XIV в., времени Тимура, характерны огромные размеры зданий, рассчитанные на то, чтобы поражать зрителя: грандиозные порталы, величественные вздымающие в высь минареты, господствующие над всеми другими постройками города. Исключительно разнообразные декоративные приемы. Глазурованный кирпич, майоликовые плитки, глазурованная резная терракота создают полихромные фасады. Интерьеры украшаются росписями, нижние части стен облицовываются изразцовыми плитками или мрамором. Деревянные двери покрываются резьбой, окна заполняются алебастровыми решетками.
Поспешность, с которой возводились постройки честолюбивого властителя, повлекла за собой небрежность строительных работ и быструю гибель многих из них. Так, уже в XVII в. пришлось вместо Биби – ханым построить другую главную мечеть в Самарканде; от дворца Ак-Сарай сохранились лишь мощные пивоны портала.
Наследник Тимура, его сын Шахрух, перенес столицу в Герат ( Афганистан ), а Самарканд в Маверанахр, область между Амударьёй и Сырдарьёй, передал во владения своему сыну Улугбеку (1409-1449). Улугбек всемирно известный ученый – астроном и математик, способствовал развитию культуры в стране. В окрестностях Самарканда была построена обсерватория, три медресе (высшие духовные школы): в Самарканде, Бухаре и Гиждуване. В медресе его времени преподавали не только богословские науки, но также астрономию и математику. Содействие Улугбека развитию светских наук вызвало противодействие со стороны духовенства. В 1499 г. Улугбек был убит.
Архитектуре его времени свойственна гармоническая тональность и сдержанность декора, благородство форм. Во второй половине XV в. при Темуридах распространился новый декоративный прием – живопись «кундаль». На алебастровую штукатурку наносился узор орнамента небольшим рельефом из красной глины с растительным клеем и алебастром. Рельеф покрывался позолотой, фон окрашивался в синий цвет и расписывался мелким растительным узором.
К началу XVI в. тюрские, узбекские племена укоренились в среде оседлого наснления, смешались с ним и восприняли его культуру. Правящая верхушка этих племен предприняла ряд набегов на области оседлого населения, один из узбекских вождей – Шейбани-хан – подчинил себе значительную часть Средней Азии, образовав государство Шейбанидов. Однако и это государство страдало от феодальных войн снижавших экономическое благосостояние страны. К тому же в результате открытия морского сообщения с Индией, из Средней Азии переместились мировые торговые пути. В стране сократилась торговля. Снижалась культура, перестали развиваться светские науки, такие как математика, астрономия, география. Первое место заняло богословие. Тем не менее, строительство не прекращалось. Особенно оживленно оно походило в Бухаре столице Шейбанидов.
Гостеприимная Центральная Азия - история и информация от компании UZINTOUR