Планирование перевозок грузов
Категория: Транспорт и логистика
| Автор: selmik
| Опубликовано: 10.12.2008
Оптимизацией проектирования доставки занимается логистика.
Задачами логистики является конкретизация и детализация организационных мероприятий, связанных с перевозкой (выбор маршрута и вида транспорта в зависимости от типа груза), с целью снижения транспортных затрат, доставки грузов точно в срок, максимального удовлетворения требований заказчика перевозок.
Основой планирования перевозок являются расписания и графики перевозок, составленные на основе систематизации заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков. Последнее предполагает анализ грузоперевозок за определенный период времени, как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети. Обследование грузопотоков может быть сплошным и выборочным. Сплошное обследование осуществляется одновременно на всех маршрутах, выборочное - на отдельных маршрутах. Основные методы получения данных о грузопотоках подразделяются на отчетно-статистические и натурные. Основным же является отчетно-статистический метод, который применяется при анализе данных о прибыли от перевозки грузов на маршрутах и массы перевезенных грузов. Натурное обследование проводится анкетным или счетно-табличным методом.
Полученный в результате обследований грузопотоков материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы и расписания (графика) движения.
Расписания и графики должны обеспечить:
- удовлетворение потребностей наибольшего числа заказчиков перевозок;
- максимальное использование вместимости транспортных средств по установленным нормам;
- минимизацию затрат времени на перевозку;
- регулярность перевозок;
- эффективность использования транспортных средств;
- взаимосвязь с графиками и расписаниями других видов транспортных средств;
- минимизацию порожних пробегов транспортных средств.
Существуют следующие виды расписаний:
- сводное расписание в табличной форме - для всех маршрутов за определенный период времени;
- станционное расписание по контрольному пункту - для конечных и промежуточных пунктов маршрутов;
- рабочие маршрутные расписания - для перевозки грузов по разовым заявкам или особых грузов.
Регулярность движения является качественным показателем планирования. Движение считается регулярным, если транспортные средства выпущены в рейс точно по расписанию, своевременно проследовали через контрольные пункты и прибыли в конечные пункты по расписанию (графику) или в пределах допустимых временных отклонений.
При планировании перевозок рекомендуется создавать регулярный резерв автотранспортных средств на случай непредвиденных обстоятельств. Как правило, такой резерв составляет до 5% от количества машин, запланированных в рейс расписанием.
Кроме составления текущих планов перевозок, необходима также разработка перспективных планов, позволяющих оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке грузоперевозок.
Перспективные планы базируются на аналитическом учете уже выполненных пере возок и включают в себя:
1. Динамику изменения объемов перевозок.
2. Классификацию заказчиков перевозок на сезонных, постоянных, разовых.
3. Группировку грузополучателей по направлениям, дальности, объему перевозок.
4. Анализ изменения себестоимости перевозок (с учетом амортизации).
5. Анализ недостатков предыдущего планирования перевозок.
На основе перспективных планов вырабатываются концептуальные подходы к глобальному планированию, вырабатываются рекомендации по маршрутизации и модернизации имеющегося списочного состава автопарка.