Электрокары для всех: правда ли, что электромобили станут доступнее бензиновых авто?
Ситуация выглядит так, словно на горизонте автомобильного рынка уже машет рукой переворот: электрокары обещают стать не просто зелёными и тихими, но и доступными. Эксперты заявляют, что к 2030 году электромобили догонят бензиновые по цене. Это как будто инопланетянин вам заявляет, что скоро его летательный аппарат будет стоить, как ваш любимый старый «жигулёнок». Звучит здорово, но попробуем разобраться, что скрывается за этим прогнозом и чем оправданы такие ожидания.
1. Батареи становятся дешевле — как это влияет на ценуСамая дорогая часть электромобиля — его батарея. За последние несколько лет цены на аккумуляторы падают так, словно кто-то задался целью сделать их доступными для всех. Причина проста: технологии развиваются, и растёт массовое производство. Если в 2010 году киловатт-час батареи стоил около $1100, то сегодня цена снизилась до $150–200, а к 2030 году предполагается, что она упадёт ниже $100. Это значит, что даже без учёта прочих затрат, сам аккумулятор станет значительно доступнее, что в свою очередь снизит общую стоимость электрокаров.
2. Производство выходит на новый уровеньКонкуренция среди производителей электромобилей тоже делает своё дело. Если Tesla была чуть ли не единственным игроком на рынке, то сейчас в гонку включились такие гиганты, как Volkswagen, General Motors, Toyota, и даже китайские BYD и NIO. Большое количество моделей и конкуренция вынуждают производителей не только улучшать технологии, но и искать способы снизить себестоимость. Вспомните смартфоны: чем больше моделей появилось, тем доступнее они стали. С электромобилями история может повториться.
3. Поддержка от правительства и льготыВо многих странах электромобили не только активно продвигаются, но и субсидируются правительствами. Европа, Китай, США — правительства вкладываются в развитие электротранспорта, и это работает. Пример — Норвегия, где электромобили уже занимают больше половины рынка, потому что государство отменяет на них НДС, снижает транспортные налоги и даже предоставляет бонусы вроде бесплатной парковки. Этот подход помогает снизить разницу в цене, а значит, делает электрокары более доступными.
4. Больше зарядных станций — меньше затрат на бензинСтоимость владения электрокаром — это не только начальная цена покупки, но и расходы на эксплуатацию. Владельцы электромобилей уже поняли, что зарядка стоит дешевле бензина, особенно если заряжаться дома. Зарядные станции появляются повсеместно, и правительства строят их в рамках своих экологических программ. Чем проще становится зарядка, тем больше людей готовы отказаться от бензина.
Для тех, кто пока сомневается: в среднем, зарядка электрокара обойдётся примерно в два раза дешевле, чем заправка бензинового авто. Если в России бензин стоит около 50 рублей за литр, то с электрокаром можно экономить приличную сумму, особенно на больших расстояниях.
5. Долговечность и простота в обслуживанииБензиновые двигатели, как ни крути, имеют множество деталей, которые со временем изнашиваются: свечи зажигания, топливные насосы, коробка передач… А у электрокара этих деталей значительно меньше. Условно говоря, в электрокаре нечему ломаться! Поэтому владельцы таких авто экономят на ремонте и обслуживании. Исследования показывают, что средняя экономия на обслуживании электромобиля по сравнению с бензиновым составляет около 30%.
6. Но есть и «но» — инфраструктура и запас ходаКонечно, перспектива всеобщей доступности электромобилей выглядит радужно, но не всё так просто. Несмотря на рост числа зарядных станций, инфраструктура всё ещё недостаточно развита. Если в мегаполисе найти станцию — дело лёгкое, то в провинции или на даче зарядиться не всегда просто. А при текущем запасе хода в 300–500 километров электромобили пока что остаются менее удобными для дальних поездок по сравнению с бензиновыми авто.
Тем не менее, инженеры работают над этим вопросом. Некоторые производители тестируют батареи нового поколения, которые способны пройти до 800 километров на одной зарядке. Когда это станет реальностью, проблема инфраструктуры будет менее критичной.
7. Когда электромобили станут действительно доступными?Если мы говорим о глобальном снижении цен, то эксперты называют срок до 2030 года. Это не значит, что каждый сможет купить Tesla по цене подержанной «Лады», но электрокары среднего сегмента станут действительно доступными. В ближайшие несколько лет стоит ожидать не только новых моделей с доступными ценами, но и улучшений, которые помогут сделать их более привлекательными.
Заключение: стоит ли ждать или покупать сейчас?Если вам хочется стать «зелёным» водителем уже сейчас, но электромобиль кажется дорогим, возможно, лучше немного подождать. Субсидии, рост конкуренции, снижение стоимости батарей — все эти факторы работают на удешевление электрокаров, и уже к 2030 году цена покупки может стать ниже, чем у бензиновых авто. Но если ваше желание к экологии и будущему не терпит отлагательств, уже сейчас есть модели, которые предлагают разумное соотношение цены и качества.
В конечном итоге, электромобили действительно становятся доступнее, и нас ждёт мир, где заправка бензином будет казаться чем-то архаичным. Вопрос лишь в том, готовы ли мы к этому будущему сейчас или подождём, когда оно придёт само?