Главный Каталог Статей РФ
85989 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 168 Статистика
Аватар yuraminder

Сколько же существует стилей в ландшафтной архитектуре или есть ли регулярный и пейзажный стили?

Категория:  Дизайн  | Автор:  yuraminder | Опубликовано: 17.06.2010
Если задаться поиском ответа на этот вопрос, то во многих источниках информации, включая Интернет, вы начнете находить в лучшем случае регулярный (он же - французский, он же – формальный) и пейзажный (он же – английский, природный, свободный, натуральный). Но зачастую к названым «стилям» еще добавляются: итальянский, японский, китайский, украинский, средиземноморский, русский, восточный, сельский и так далее. Давайте разберемся, сколько же их существует на самом деле, и являются ли они вообще стилями.
 
Для начала определим само понятие «стиль». Стиль – это общекультурное понятие, которое основано на всей парадигме знаний эпохи, и определяет все, что было характерным для эпохи – чем люди жили, как они выглядели, как думали, каким воспринимали мир, что читали, какую слушали музыку, какие сочиняли стихи, что ели, какую одежду носили. И естественно, в какой среде обитали, как формировали мировоззрение, которое воплощали в пространстве, градостроительных решениях, зданиях, сооружениях, интерьерах и садах – преобразованной природной среде.
 
История ландшафтного искусства показывает, насколько тесно оно было тесно связано с другими искусствами - архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В садово-парковом искусстве находили свое воплощение достижения растениеводства (декоративного садоводства, селекции, интродукции), архитектурного и инженерного мастерства (строительства, ирригации и др.). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систематизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.
 
Еще одна особенность – сады и парки были также нераздельны не только с идеями и вкусами общества, но и с бытом их хозяев, с укладом жизни современников. Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, в Средние века – для молитв и благочестивых бесед, в Новое время – для приема гостей, их узкого круга или широкого, для празднеств, иногда для официальных приемов послов, иногда для любовных утех и интимных свиданий, в период Романтизма – для меланхолических прогулок и т.д. и т.п.: в каждую эпоху по-своему.
 
Узкоархитектурный подход специалистов по садам и паркам изгнал из них в значительной мере историю изменений эстетических представлений – историю стилей во всяком случае. Чисто формальное деление стилей в ландшафтной архитектуре в отрыве от общего развития культуры на «регулярные» и «нерегулярные», или «пейзажные», не выдерживает никакой критики. Упоминать о пейзажном или регулярном «стилях» еще допустимо в мнениях неспециалистов, а люди и издания, претендующие на профессиональный уровень, говоря о садовом искусстве, должны в основном различать те же стили, что и в общем развитии искусств, - стили, связанные с господствующими идеями и «господствующей семантикой» эпохи. Во всяком случае мы можем говорить о садах периода романского стиля, готического, о садах Ренессанса, Барокко, Романтизма, Рококо и французский Классицизм.
 
Новый стиль в садовом искусстве возникает не «рядом» со старым, как в большинстве искусств, а приходит на смену ему на том же участке земли. К старым же насаждениям во все века существовало бережное отношение: деревья ценились, особенно самые старые; сохранялась старая планировка садов, старые строения.
 
Итак, для каждого стиля в садах были характерны свои растения, свои способы их посадки, расположения, сочетаний. Свою особую семантику имели в каждом стиле фонтаны, каскады, ручейки, пруды, оранжереи, расположенные в садах лаборатории, вольеры, фермы, аптекарские огороды и лабиринты.
 
Есть еще одна особенность в развитии стилей садово-паркового искусства. Между стилями в садовом искусстве нет таких резких переходов, какие существуют в других искусствах: деревья растут медленно, их сажают «на вырост», с расчетом на будущее, иногда далекое, и площадь для садов и парков по большей части «традиционна»: она связана с уже существующими на ней зданиями и постройкам, а потому с трудом поддается переустройству.
 
На протяжении веков и до сегодня в компоновке пространства параллельно существуют два направления (приема) – регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они никогда не исключают полностью друг друга. Ведь даже самые жесткие геометрические планировочные композиции вписываются в живое природное окружение. И, напротив, ни один, даже самый живописный план не обходится без геометрически правильных элементов, хотя бы и не больших.
 
Так, что творите, создавайте ландшафтные объекты, соответствующие стилям архитектуры, с помощью пейзажных и регулярных приемов, вкладывая в каждый из них свой семантический образ: страноведческий, этнический, мифологический, ландшафтно-генетический (водный, горный и т.д.), поэтический, урбанистический.


              Использованная литература:
1. И.О. Боговая, Л.М. Фурсова. Ландшафтное искусство. - М.: ВО «Агропромиздат», 1988. - 222 с.
2. Е. Гнездилова. Регулярный сад. Истоки и особенности создания.// Ландшафт. Дизайн. Секреты, традиции, цена сада. – К.: ООО Издательский дом АСС-Медиа, №2,
2008. - С. 14-19.
3. Ландшафтный дизайн. Словарь терминов. Под ред. А.П. Вергунова. - М.: МАРХИ, 2001.- 116 с.
4. Д.С. Лихачев. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. – Л.: «Наука»,1982. -343 с.
5. С.С. Ожегов. История ландшафтной архитектуры.- М.: Стройиздат, 1993. - 235 с.
6.Сулейманова Т.С. Типология семантических образов, характерных для объектов ландшафтной архитектуры// Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия – Казахстан: Алмата, 2010. – 4 с.

Материал сайта Профессиональный ландшафтный дизайн
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Kvartira-v-pitere
Перепланировка типовой однокомнатной квартиры В этой статье рассмотрен вариант перепланировки типовой однокомнатной квартиры....
Категория: Дизайн | Автор: Kvartira-v-pitere | Добавлено: 11.01.2010
Аватар AndreyEn
Стиль андеграунд в интерьере - особенности Но как же выражается стиль андеграунд в интерьере? Может возникнуть ощущение, что оформление в стиле андеграунд обязательно должно напоминать мрачный подвал. Действительно, в этом направлении часто ис...
Категория: Дизайн | Автор: AndreyEn | Добавлено: 03.02.2014
Аватар Kvartira-v-pitere
Ремонт ванной комнаты Ремонт ванной комнаты, наряду с ремонтом других комнат в доме, является одним из самых затратных в качестве физических, моральных и материальных вложений. Ванная комната по своим размерам и параметрам...
Категория: Дизайн | Автор: Kvartira-v-pitere | Добавлено: 11.01.2010
Аватар annricha
Эстетика в архитектуре В статье рассмотрены методы и их особенности используемые в планировании и строительстве отдельных домов и целых жилых кварталов. Определены художественные особенности объекта - как результат творческ...
Категория: Дизайн | Автор: annricha | Добавлено: 28.03.2009
Аватар TLT-LAND
Гостиная, кухня, спальня - три основных помещения в доме. В этой статье мы рассмотрим ряд основных вопросов по благоустройству основных помещений в доме....
Категория: Дизайн | Автор: TLT-LAND | Добавлено: 26.03.2011
Лучшие авторы
Аватар Викентий Винокуров
Винокуров Викентий - частный инвестор, автор совре...

Читать

Аватар alshark
Копирайтер со стажем работы около трех лет. В прош...

Читать

Аватар Юрий1234
Люблю рыбалку, спорт и путешествия.

Читать

Аватар slawa100
Мастер строитель, мой блог о стройке и ремонте bui...

Читать

Аватар protanksu
Танкист

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам