Менялись времена, виды жилья, а также методы их строительства. Неизменной оставалась только свойственная человеку забота об практических особенностях среды обитания и о ее красоте. Эта эстетическая надобность оставила большой отпечаток в безымянном народном зодчестве и постройках знаменитых архитекторов. Не случайно, поэтому обиталище числится самой пространной и важной сферой проявления творческой мысли, как отдельного человека, так и всего общества. Особенно в архитектуре жилых построек больше всего, воссоздаются эстетические идеалы и предпочтения своего времени. В этом отношении роль жилой постройки очень велика. Становясь материальным воплощением творческой мысли, жилище принимает на себя ничем незаменимую воспитательную, а также культурную функции. Хорошо сформированная архитектурная среда влияет на эмоции, поведение и в первую очередь сознание личности. Эстетическое действие — необходимая часть той процедуры социализации человека, которую осуществляет архитектура. Недооценка этого фактора пагубна для образования жилой среды. Натура эстетического в жилище, а также в любом другой архитектурной постройке, диалектична и сложна. Обозначим отдельные истоки эстетических особенностей жилого дома. Начало им положено, в пристрастии человека создавать жилище согласно законам красоты. От личности, от творческих мыслей, возникающих в его разуме и предшествующих началу строительства, зависят художественные особенности объекта. Эти мысли и представления совсем не случайны и не рождаются на пустом месте. В профессиональном разуме архитектора и в разуме каждого человека, решившего собственными силами построить дом, эти мысли уже присутствуют как следствие воспитания, как результат неразрывности любого человека с культурой своего времени и народа, как накопленные сведения о конструкции дома, видах его украшения, запомнившихся архитектурных решениях и пр. У специалиста все это, соответственно, сильнее развито, упорядочено и оформлено в виде творческой убеждении, и что очень важно - определено доминирующими в данное время концепциями жилища. Организация жилища через профессиональное творчество следует из истории архитектурных стилей и течений.
Эстетические особенности жилого дома — также результат архитектурного осмысления комплекса объективных факторов; природно-климатических условий, градостроительной обстановки, объемно-планировочной структуры жилища, его конструктивной схемы, технологии возведения и наконец, стройматериалов. Наиболее функционально весь этот ряд факторов оказывает влияние при так называемом «адресном» проектировании. В типовых проектах воздействие местных условий строительства фактически отсутствует, что художественно обедняет жилые постройки.
Предметная реализация эстетических традиций и идеалов в жилищной архитектуре осуществляется в ходе его формообразования на всех уровнях: застройка — дом — крупная пластика дома — деталь — квартира. На любом из этих уровней решаются свои композиционные задачи и каждый из них в равной степени важен для создания эстетически полноценной жилой среды. Тем не менее, успех здесь возможен лишь в той степени, в какой архитектор понимает архитектурную взаимосвязанность всех компонентов жилой среды и умеет объединить их общим художественным замыслом.
Для формообразования жилой среды особым значением обладает соотношение повторяемых и уникальных элементов или диалектика тождества и различия. На градостроительном уровне это выражается в повторяемости планировочных единиц — микрорайонов, кварталов, жилых групп, отдельных домов. Они могут быть подобными и решенными индивидуально. То же самое происходит в архитектуре конкретного дома, где повторяющимися и уникальными элементами являются окна, балконы, декоративные украшения, конструктивные части и т. п. Для жилища такое явление неминуемо. Однако в условиях массового строительства, с его многотиражностью индустриально изготавливаемых элементов, проблема повторяемости и уникальности крайне обострилась. Большой повтор ключевых элементов в доме, а домов в застройке, привел к деградации внешнего вида новых районов и городов. В современном мире непрерывно развиваются различные прогрессивные технологии индустриального домостроения, позволяющие избавиться от жесткого «правления» заводского конвейера и получить индивидуальность архитектурного жилища.
Пространственное расположение жилой застройки, также как и форма дома, не являются только следствием характерных им функций. В этих случаях значительно воздействие внешних факторов. Планировка жилой группы отображает воздействие рельефа, направления ветров, градостроительных и ландшафтных достопримечательностей и т.д. Конструкция дома, его этажность, конфигурация возникают в некоторой мере как результат воздействия внешнего окружения. Архитектура жилища таким образом становится признаком противоборства, метафизического взаимоотношения внешнего и внутреннего. Употребление цвета имеет большие традиции в образовании жилой среды. Роль цвета разнообразна. Он может сводить на нет перепев здания, если использовать светлые оттенки. Цветом можно акцентировать архитектурные детали или композиционную тему на фасаде здания. При помощи цвета можно выделить пластику фасада, или получить визуальную трансформацию объема или плоскости. В разные периоды цвет был каноническим инструментом выражения архитектурного стиля. Часто цветовая гамма является следствием применения определенных строительных материалов, имеющих характерную окраску.
Цветовая композиция и общий колорит важны не только для отдельного здания, но и для застройки. Этими средствами можно объединять большое число домов, поддерживать или создавать известный ритмический строй. Цвет способен образовать различия между жилыми группами и микрорайонами.
В условиях массового жилищного строительства, эстетическая выразительность жилых зданий зависит от совершенства домостроения. Поэтому художественное понимание принципов домостроения и оптимизация технологий с учетом эстетических требований сохраняет свою остроту в деятельности архитекторов.
Дизайн интерьеров. Компания PKStyle