Сегодня в России действует несколько крупных протестантских объединений. Одно из самых многочисленных - Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). При церквях, входящих в Союз, действует свыше 350 реабилитационных центров для наркоманов и алкоголиков в разных регионах страны. В том числе, только при поместных церквях «Исход» существуют 38 таких центров социально-духовной помощи.
Служением зависимым людям евангельские христиане начали заниматься порядка 15 лет назад. В то время, когда наркомания убивала целые поколения, священнослужители спускались в грязные подвалы, приходили на варочные квартиры, откуда буквально вытаскивали молодых парней и девушек, похожих на зомби. Иногда взору верующих представали полуразложившиеся зловонные тела, в которых еле теплилась жизнь. Помогали всем – и бомжам, и детям бизнесменов. Так, больные, деградировавшие, опустившиеся на дно жизни люди стали обретать надежду.
Через несколько лет стал виден результат этого труда, который превосходил ожидания, – процент людей, освободившихся от зависимости в реабилитационных центрах при евангельских церквях, значительно превышал показатели государственных наркологических клиник.
Говорить о том, что труд этот тяжелый – не сказать ничего. В центрах помогают разным людям - со сложными характерами, глубокими жизненными проблемами, нередко побывавшими в местах не столь отдаленных, прожженными различными пороками. К каждому из них нужно найти подход, убедить, что наркоманить и совершать преступления – это плохо, помочь кардинально поменять свой образ жизни. Много ли сегодня желающих заниматься такой работой даже за большие деньги? А быть волонтером?
Что касается недовольства некоторых реабилитантов, покинувших подобные центры, то здесь все вполне объяснимо. Во всех реабилитационных центрах и клиниках определенный процент людей не проходит курс реабилитации и возвращается к прежнему образу жизни. Это произошло и с героем публикации «Кто и зачем вербует паству из наркоманов» страдающим алкоголизмом Дмитрием Копаевым, который не ожидал, что в центре реабилитации будет определенный внутренний распорядок и трудотерапия. Кстати, после этого интервью Дмитрий дал перед камерой и другое – совершенно противоположное, в котором заявил, что в центре социально-духовной помощи «Исход» его все устраивало, никаких претензий он не имеет, а предыдущее интервью дал в состоянии психологического стресса.
По показаниям Дмитрия, милицией и прокуратурой была проведена проверка центра, в котором он находился несколько месяцев. Никаких нарушений, естественно, выявлено не было. Сегодня, этот человек, которым грубо воспользовались для дискредитации евангельских церквей сектоборцы, вернулся к бутылке и находится в запое. Похоже, те, кто выступает с критикой протестантов и лучше знает, как нужно проводить реабилитацию, не могут предложить зависимому человеку никакой альтернативы.
Служение «Исход» - это существенная социально-духовная работа, которая охватывает 14 регионов страны на Северо-западе, в Центрально-черноземной и Южной части России. Свыше 700 человек сегодня находятся в 38 центрах социально-духовной помощи «Исход». Там люди обретают настоящие ценности: высокую мораль и нравственность, патриотизм, трудолюбие, осмысляют свой гражданский долг. Результаты многолетней и непростой работы центров социально-духовной помощи «Исход» свидетельствуют об их благотворном влиянии на общество. А это более 2500 тысяч людей, избавившихся от губительной зависимости и вернувшихся в общество для полноценной жизни. Из этого числа людей образовалось 386 семей, в которых родилось 429 детей. За этими цифрами стоят конкретные судьбы тех, кто некогда был в плачевном моральном и физическом состоянии и буквально погибал от зависимости. Раньше эти люди каждый день пичкали себя наркотиками и алкоголем, гробили свое здоровье, травмировали психику, теперь же они преобразились, их чувства ожили: они любят, искренне радуются, и сопереживают ближнему. С чистого листа начинают свою жизнь те, кто раньше были уголовниками и часто помышляли о суициде. Люди, которые были на краю погибели – сегодня создают семьи, рожают здоровых детей, получают образование, успешно занимаются предпринимательством и достойно трудятся на своих рабочих местах. Это ли не свидетельство?! Уже нет безысходности и боли в сердцах родителей, когда-то наблюдавших героиновую зависимость своего ребенка. Теперь они счастливы, няньчая розовощеких внучат. Нет скандалов и криков в квартирах, где отец или муж раньше пили. Сейчас там мир и любовь. Этими людьми уже не совершаются сотни преступлений, в поисках денег на очередную дозу, как было раньше. Напротив, они уважают закон и любят своих соотечественников.
Путаница происходит и когда речь заходит о самих евангельских церквях. На интернет-сайте «Комсомольской правды» размещены видеоролики богослужений, якобы церквей РОСХВЕ, которые шокируют не только непосвященных людей, но и самих верующих. Не секрет, что в любой религии и конфессии существуют отдельные организации, впадающие в крайности. Они есть и в православии, и в протестантизме. На сайте мы обнаружили видеонарезку именно таких отрывков богослужений различных церквей, не имеющих отношения к РОСХВЕ, которая завершается отрывком проповеди Председателя РОСХВЕ епископа Сергея Ряховского.
Этот видеоряд никак не отражает реальную картину современных евангельских богослужений, на которых никаких истерических падений и ползаний по полу не происходит. В этом могла убедиться при проведении журналистского расследования и автор публикации, хотя бы придя на воскресное богослужение по тому же адресу, где и брала интервью у епископа Сергея Ряховского.
Чтобы немного прояснить, кто же такие протестанты, обратимся к истории. Протестантизм является одной из трех основных ветвей христианства. Возникновение этой ветви связано с Реформацией, произошедшей в Европе в XVI веке, когда священник Мартин Лютер выступил со своими известными 95 тезисами, обличающими духовенство Католической церкви в продаже индульгенций (прощение грехов за деньги). В России протестанты появились вскоре после Реформации в Европе - в 20-х гг. XVI в. Таким образом, в нашей стране протестантизм существует уже более четырех столетий.
Первыми протестантами были лютеране и англикане, позже стали появляться и другие деноминации. С конца XIX века в России началось активное распространение евангельского движения – баптизма и пятидесятничества. В XX веке евангельские верующие пережили тяжелые годы гонений со стороны советской власти. Многие христиане подверглись репрессиям, ссылкам в лагеря. Евангельские общины были вынуждены уйти в подполье, но не прекратили своего существования.
После крушения «железного занавеса», верующие стали открыто выражать свои взгляды. Евангельские церкви приобрели официальный статус, по всей стране стали появляться новые общины. За последние двадцать лет эта конфессия стала одной из самых быстрорастущих, многочисленных и влиятельных в России. Сегодня протестанты имеют активную гражданскую позицию и участвуют во всех сферах жизни российского общества. Евангельские общины реализуют многочисленные социальные программы и проекты, направленные на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, помощь людям, попавшим в наркотическую или алкогольную зависимость, поддержку проблемных семей, детей-сирот, пожилых людей и так далее.
Сегодня в мире насчитывается порядка 600 миллионов евангельских верующих. Большинство развитых стран мира исповедуют протестантизм. Вероучение протестантов строится на Библии, при этом большое значение придается личной молитвенной жизни человека (без посредников). Богослужения в евангельских церквях отличаются минимумом обрядов и ритуалов, простотой убранства. Основное время служения занимает проповедь Евангелия. В большинстве общин звучат песнопения, прославляющие Бога, в современном стиле.
Членом евангельской церкви верующий становится после принятия водного крещения в сознательном возрасте. Новорожденных же младенцев верующие родители приносят в церковь для пасторского благословения и общецерковной молитвы. Когда дети подрастают, они могут посещать воскресную школу, где изучают основы Евангелия, играют, рисуют, разучивают детские стихи и песни о Боге. Важную роль евангельские христиане (как и православные, и католики) отводят таинству причащения – принятию хлеба и вина (виноградного сока), символизирующих ломимое тело и кровь Христа, отданные ради спасения верующих.
Во многих российских евангельских церквях действуют творческие служения – проводятся музыкальные концерты, готовятся театральные постановки на христианские темы. Прихожане и священнослужители церквей ведут здоровый образ жизни – не употребляют алкоголь, наркотики, не курят, проводят спортивные мероприятия, молодежные выездные лагеря и походы по живописным уголкам страны.
Одна из основных ценностей евангельских христиан – семья. Во многих общинах действуют специальные курсы для подготовки молодежи к осознанному вступлению в брак. Регулярно проводятся конференции и служения для супружеских пар. Церковь выступает за целомудрие, супружескую верность и почитание родителей. Во время таинства венчания молодожены, заключившие официальный брак, получают благословение родителей, пастора и церкви. Евангельские общины также оказывают благотворительную помощь многодетным, неполным и малообеспеченным семьям, проводят душепопечительскую работу с семьями, в которых есть зависимые люди. Благодаря такой активной работе с семьями, в евангельских церквях очень низкий процент разводов.
Как известно, протестантизм оказал большое влияние на становление экономики во многих развитых странах мира. О трудовой этике протестантов написано немало книг и учебных пособий. В российских евангельских церквях прихожан призывают к честному ответственному труду, развитию своего потенциала и уважительному отношению к начальству и представителям государственной власти.
Сегодня в России, как и во многих странах Европы и Америки, создаются сообщества верующих бизнесменов, которые спонсируют различные благотворительные программы и предоставляют рабочие места прихожанам церквей, прошедшим реабилитацию или освободившимся из мест лишения свободы. Кроме того, во многих церквях проводятся семинары, на которых верующие предприниматели делятся опытом ведения бизнеса, соблюдая библейские принципы. Многие прихожане евангельских церквей отмечают, что именно в церкви они стали задумываться о своем призвании, уготованном Богом, приобрели жизненные ценности и начали развиваться личностно, получать необходимые знания, навыки и опыт работы в тех сферах, которые им наиболее близки.
Сегодня многие российские ученые, социологи, историки и религиоведы отмечают вклад протестантизма в российскую культуру и историю. В частности, специалисты кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации отмечают: «бросая взгляд в глубь российской истории и зная о том, что протестантские церкви и объединения занимают сейчас второе по количеству общин и третье по числу приверженцев место в многокрасочной конфессиональной картине нашей страны, следует признать, что, хотя протестантизм в России – явление, несомненно, более молодое, чем православие и ислам, в основном привнесенное с Запада, и его вклад в строительство русской культуры и государственности, конечно, несоизмерим с вкладом и исторической ролью православия, это направление существует в России как минимум 400-500 лет, и было бы ошибкой ставить его вне российской культуры и российской традиции» .
Елена Семёнова
Пресс-служба РОСХВЕ Церковь Исход Интервью пастора Эдуарда Дерёмова