8 марта -день рождения заслуженного артиста РСФСР, заслуженного артиста Чувашской Республики, народного артиста Чувашской Республики, участника Великой Отечественной войны, награждённого орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями Дуняка Александра Александровича.
Была редкостная удача в том, что впервые я увидела Дуняка в роли Бродского в спектакле " Интервенция" по пьесе Л. Славина. Удача потому, что образ человека, выношенного временем в моем воображении, совпал с образом героя спектакля. И события, о которых шла речь, тоже были овеяны романтизмом созидания новой жизни.
В спектакле отражены гражданская война, оккупация французскими войсками Одессы в 1919 году, борьба подпольщиков против интервентов, смелость и бесстрашие российских людей. Забылись детали, но сохранилось впечатление от образа Бродского, созданного Дуняком. На сцене появился очень высокий и стройный человек. Серый свободный плащ, высоко поднятая гордая голова. Во всей осанке столько достоинства, уверенности и спокойствия. Присутствующие невольно заражались этими качествами. Напряженные, полные драматизма события, когда молодой республики нужны были особо стойкие и преданные люди, верящие в идею, готовые к самопожертвованию, Бродский - Дуняк так был похож на тех одержимых героев революции, о которых мы можем узнать по фильмам и книгам. Поражали его высокая нравственность, порядочность и надежность. Мягкое обаяние актера, интеллигентность и корректность делали героя жизненно достоверным и привлекательным. С тех пор в моем сознании реформатор - это такой человек и другим я его не воспринимаю, потому что есть идеал, достойный подражания. Образ Бродского стал творческой удачей актера, об этом писала и пресса тех лет.
Через годы, когда многое увидено и многое забыто, когда более крупные события невозможно восстановить в памяти, я спрашиваю себя: почему так долго живет во мне тот образ, почему как тоска по далекому и прекрасному с отчетливой ясностью возникает воспоминание? Иногда мне кажется, что я нахожу ответ - в этом и есть сила искусства. Заключается она в таких воспоминаниях, которые сохраняет в себе человек. Сохраняет, как ощущение солнца, запаха реки, звучащей мелодии. А вслед за ними приходит осознание того состояния и чувства, которые им сопутствовали. И уже нельзя отмахнуться от пережитого, прочувствованного. Рождается желание удержать промелькнувший в сознании образ, сохранить зазвучавшую мелодию. Если раньше ты все это понимал, что же нынче происходит, почему понятное уходит от тебя?.. Начинается стремление обрести потерянное, стать самим собой. Это очень трудно прослеживаемый путь - влияние Искусства на формирование души человека.
Признаюсь, Александр Александрович, сам того не ведая, стал ваятелем моей души. Он выполнял роль человека, приходящего в мир мыслей издалека, где живут красивые и благородные люди, блистающие умом и эрудицией. Хотелось дотянуться до их уровня. Его герои побуждали меня к духовной работе, звали к высоким целям. Понимала, до общения с ними я не доросла, но хотелось, чтобы мы были на равных.
Александр Александрович имел моральное право
быть духовным наставником, учителем не только потому, что "театр - это
кафедра", не только потому, что это
талантливый и интеллектуальный актер. Жизнь его - глубокая и преданная любовь к
своему делу, бесконечное стремление к самосовершенствованию, к духовному
богатству, которое, как говорил Пабло Пикассо, копится " от неба, от
земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека".
Театральный журнал