Определенным образом такая позиция оправдана, если не по морально-этическим причинам, то по соображениям политической целесообразности. Негатива по НАТО достаточно в оппозиционных украинских и любых российских СМИ. Конструктив по НАТО тоже довольно доступен - нужно лишь не поленится, и погулять по страницам западных Интернет-изданий (конечно, если языковой уровень позволяет). Западным журналистам и публицистам значительно легче оценить все за и против НАТО, а критиковать они умеют не хуже нас. Между тем, информированность украинского общества относительно НАТО действительно низкая. Приведу пример из личного опыта.
В прошлом году во время посещения Одессы кораблями ВМФ США и Турции (страны НАТО), местные противники вступления Украины в Альянс организовали рекламную кампанию под приблизительной названием «НАТО - нет!». Я за их действиями не очень следил, поэтому возможно не точен в вопросе названия акции. Суть в другом. К работе в рамках акции были привлечены представители религиозных объединений Одессы (пожалуй, излишне уточнять, что ориентированных на Московский патриархат православной церкви). Я лично несколько раз встречал в трамваях и троллейбусах монахинь, которые агитировали пассажиров сказать «нет» агрессивному блоку НАТО.
Одна из сестер постоянно жаловалась, что в Одессе высадились НАТОвские войска, растопчут кого-то «кованым сапогом». Некоторые из пассажиров соглашались, кое-кто пытался спорить. У монахини произошла дискуссия с одной из женщин, которой на вид было лет 60-65. На один из очередных слоганов «невесты Христа» женщина попросила ее не говорить бред. Монахиня обиделась, и стала обвинять женщину в продажности, приведя при этом убийственный аргумент: мол, собеседница не православная и не молится Богу, ведь православные не могут так спокойно относиться к военнослужащим НАТО, которые к тому же вот сейчас уже захватывают Одессу.
Мне уже стало довольно интересно, и не удержавшись, я сказал монахине, что в это адское сборище под названием НАТО входят, и неплохо там себя чувствуют, такие православные страны как Болгария, Греция и Румыния. Для монахини это был шок. Секунд пятнадцать она ничего не говорила. За это время она упомянула несколько заученных фраз, рассказала мне, что все они продались Америке, они ненастоящие православные (а как же, настоящие только у нас, наши православные – самые православные в мире), и пошла на выход.
Пример, вроде бы, маленький и несущественный. Но на самом деле, значительная часть наших сограждан ничего не знают о наиболее влиятельной военно-политической организации в мире. Как в таком случае они смогут принимать решение о целесообразности или нецелесообразности пребывания Украины в НАТО?
Был и еще довольно показательный случай. Одесский телеканал *** проводил марафон на тему «Одесса против НАТО». Во время марафона осуществлялся интерактивный опрос «Поддерживаете ли Вы вступление Украины в НАТО?» Негосударственные СМИ постоянно практикуют утверждение, что в Одесской области процент граждан, которые положительно отвечают на подобный вопрос, составляет 3-5% (иногда 6-7%). Когда же в ходе опроса цифра людей, которые ответили «да» достигла 44% (из приблизительно 4 500 человек, которые дозвонились на номер студии), опрос внезапно прекратился. Вскоре завершился и сам марафон, без подведения итогов и на час раньше запланированного. Такого результата никто не ожидал. После этого случая вопрос об отношении к НАТО в массы почти не выносится.
Я не буду, надув щеки, с важностью эксперта оценивать преимущества и недостатки системы НАТО. По моему мнению - Украина должна вступить в НАТО, что даст определенные гарантии безопасности и международной поддержки. Также это может положительно повлиять на развитие наших Вооруженных Сил, которые находятся не в лучшем состоянии. По крайней мере, хоть военные будут получать достойную зарплату. Но решать это нужно путем общегосударственного референдума. А перед этим должна быть проведена широкая информационная кампания. Даже рекламная. Ничего плохого в этом я не вижу. Каждая сторона дискуссии должна иметь равные права и возможности. Антиреклама действует мощная. Адекватной имеет право быть и реклама. А решать - за или против - будут люди, а не власть или оппозиция.