Культурное наследие в пространстве российских СМИ
В настоящее время, средства массовой информации часто выступают механизмом упрощения, стандартизации мыслей, желаний и потребностей личности. Многие эксперты в области культуры, воспитания, психологии давно бьют тревогу о нравственном состоянии общества. Негативное влияние СМИ на общественное мировоззрение и отношение к окружающей среде ведёт к планомерной подмене истинных культурных и духовных ценностей на псевдоценности и симулякры.
Современное «концептуальное» псевдоискусство поставлено на одну ступень с истинными шедеврами живописи; бестолковые эклектичные строения выдают за архитектурные постройки, откровенно бездарные варварские обновления памятников искусства считают реставрацией и т.д. Естественно, не каждый зритель, слушатель, читатель хочет стать статичным потребителем жвачки и перфоманса. Более того, если прекратить знакомить подрастающее поколение с прекрасными произведениями искусства, не прикладывать усилия к просвещению, развитию правильного вкуса, подростки будут просто уверены в тех низкопробных ценностных ориентирах, которые предлагают СМИ.
Не всё так печально, и мы можем рассмотреть примеры средств массовой информации, которые качественно транслируют и популяризируют традиционное и современное подлинное искусство. На страницах периодических изданий, в телевизионных передачах освещаются культурно-образовательные и развивающие программы, художественные выставки, реставрационные биенале и т.д., привлекая людей различных социальных групп к восприятию и осмыслению культурного опыта нашей страны, народа, и мировой сокровищнице культуры.
Выдающийся английский писатель Оскар Уайльд заметил: «Журналистика — это искусство объяснить другим то, чего сам не понимаешь». Именно посредствам неравнодушного, профессионального журналиста мы можем получить доступ к информации несущую высокую нравственность, духовность, способную просвещать, окультуривать и дарить эстетическое наслаждение. В руках этих людей сосредоточена большая сила способная влиять на сознание широкой аудитории.
В этом смысле большим значением обладают любые формы информирования общественности. Они разнообразны и могут осуществляться посредствам научных и популярных передач и статей, новостных репортажей, интервью со специалистами на регулярной или спорадической основе и т.д. Каждый репортаж, любое упоминание в прессе и на телевидении вносит свою лепту в общую информационную картину. Конечно, помимо средств, призванных массово информировать население существуют специализированные источники информации: журналы, альманахи, посвящённые культурно-историческому наследию.
Помимо взаимодействия со СМИ, необходимо сохранять культурное наследие в современных условиях с позиции ее органического включения в жизнь общества, что обеспечит переход от модели выживания к формированию модели устойчивого развития. Для совершенствования функционирования механизмов государственного регулирования данной сферы нужно налаживать механизм сотрудничества органов публичной власти с общественными организациями, участвовать в программах международного и межрегионального сотрудничества и следить за рациональным использованием и сохранением историко-культурной среды.
Трофимова Инна Аркадьевна