
УДК 351.83
Корпоративная культура как способ повышения эффективности деятельности организации
Corporate culture as a way to improve the efficiency of the organization
Асабина Екатерина Эдуардовна
Магистрант
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи
Аннотация: Оценка и выявление особенностей корпоративной культуры позволят выработать эффективные механизмы совершенствования деятельности организации.
Evaluation and identification of corporate culture features will allow to develop effective mechanisms for improving the organization.
Ключевые слова: корпоративная культура, персонал, коллектив, морально-психологический климат.
Keywords: corporate culture, staff, team, moral and psychological climate.
Основные проблемы корпоративного поведения связаны не столько с аспектами законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений. В современных контекстах разработка кодексов корпоративной этики имеет функциональный характер в аспекте профессионализации управления и социально-экономического развития [1].
Используя метод включенного наблюдения, были выявлены элементы корпоративной культуры, которые в настоящее время недостаточно используются в практике работы организации, но имеют значительный потенциал для влияния на служащих.
Это элементы корпоративной культуры (КК), связанные с поведением и деятельностью служащих и структурой их взаимодействия (транзактно-коммуникативная подсистема КК). К ним отнесены, например: «взаимодействие в группах», «воспитание командного духа, климат в коллективе», «делегирование ответственности по вертикали», «наличие обратной связи» [2].
Одним из оценочных методов КК, является социометрический метод, позволяющий измерить межличностные взаимоотношения в группе [3].
Сотрудникам отдела было предложено заполнить социометрические карточки, отражающие следующие факторы во взаимоотношениях с другими членами группы:
- профессиональное признание;
- личностное доверие;
- эмоциональная близость.
Каждый сотрудник должен был указать своего коллегу, отвечая на один из вопросов:
- С кем из своего отдела Вы бы пошли на серьёзные деловые переговоры?
- С кем из своего отдела Вы готовы поделиться о случившейся в вашей жизни трудной ситуации?
- Кого из своих коллег Вы бы пригласили на выходные, на рыбалку?
Результаты ответов на вопрос – «С кем из своего отдела Вы бы пошли на серьёзные деловые переговоры?» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Определение деловых качеств партнера
Кто выбирает |
|
Кого выбирают |
Кол-во сделанных выборов |
|||||||||||||||||
* |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
Т+ |
Т- |
SТ |
|
А |
* |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
3 |
0 |
3 |
|
Б |
|
* |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
0 |
2 |
|
В |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
|
Г |
- |
|
|
* |
|
+ |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
Д |
|
|
- |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
0 |
2 |
2 |
|
Е |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
|
Ж |
|
+ |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
2 |
0 |
2 |
|
З |
|
|
- |
|
|
|
|
* |
|
|
- |
|
|
|
|
|
0 |
2 |
2 |
|
И |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
+ |
|
|
|
2 |
0 |
2 |
|
К |
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
- |
|
0 |
2 |
2 |
|
Л |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
* |
|
|
+ |
|
|
3 |
0 |
3 |
|
М |
- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
- |
0 |
3 |
3 |
|
Н |
|
- |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
* |
|
- |
|
2 |
2 |
4 |
|
О |
- |
|
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
|
|
* |
|
- |
0 |
4 |
4 |
|
П |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
* |
|
4 |
0 |
4 |
|
Р |
|
|
- |
|
- |
|
|
- |
+ |
|
|
|
- |
|
|
* |
1 |
4 |
5 |
|
Кол-во полученных выборов |
Т+ |
0 |
4 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
1 |
0 |
|
||
Т- |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
||||
SТ |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Морально-психологический климат в коллективе оказывает серьезное влияние на взаимоотношения сотрудников. Климат в коллективе оставляет желать лучшего, сотрудники испытывают неудовлетворенность сложившимися отношениями, чувствуют себя неуютно, обособленно, то есть, когда «каждый сам по себе», невозможно говорить о формировании корпоративного духа и стремлении к единым целям [4].
Данный критерий служит основанием для установления структуры производственных взаимоотношений между индивидами, предполагает деловые качества партнера.
Результаты ответов на вопрос – «С кем из своего отдела Вы готовы поделиться о случившейся в вашей жизни трудной ситуации?» представлены в таблице 2.
Профессиональный критерий, определяющий взаимоотношение между людьми в ходе их совместной деятельности, лежит в основе формирования корпоративной группы.
Таким образом, проанализировав данные социоматрицы можно сделать вывод о том, что сплоченность в коллективе низкая, сотрудники одинаково отвечают на вопросы, не разделяя личностные и деловые качества коллег.
Таблица 2 - Определение социально-психологических качеств партнера
Кто выбирает |
|
Кого выбирают |
Кол-во сделанных выборов |
|||||||||||||||||
- |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
Т+ |
Т- |
SТ |
|
А |
* |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
3 |
0 |
3 |
|
Б |
|
* |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
0 |
2 |
|
В |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
|
Г |
- |
|
|
* |
|
+ |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
Д |
|
|
- |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
0 |
2 |
2 |
|
Е |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
|
Ж |
|
+ |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
2 |
0 |
2 |
|
З |
|
|
- |
|
|
|
|
* |
|
|
- |
|
|
|
|
|
0 |
2 |
2 |
|
И |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
+ |
|
|
|
2 |
0 |
2 |
|
К |
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
- |
|
0 |
2 |
2 |
|
Л |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
* |
|
|
+ |
|
|
3 |
0 |
3 |
|
М |
- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
- |
0 |
3 |
3 |
|
Н |
|
- |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
* |
|
- |
|
2 |
2 |
4 |
|
О |
- |
|
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
|
|
* |
|
- |
0 |
4 |
4 |
|
П |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
* |
|
4 |
0 |
4 |
|
Р |
|
|
- |
|
- |
|
|
- |
+ |
|
|
|
- |
|
|
* |
1 |
4 |
5 |
|
Кол-во полученных выборов |
Т+ |
0 |
4 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
1 |
0 |
|
||
Т- |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
||||
SТ |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Используя полученные результаты в ходе исследования, а также весь собранный материал, был проведен SWOT-анализ поставленной проблемы.
При его проведении первоначально выявляются слабые и сильные стороны — это факторы внутренней среды, которые будут способствовать или препятствовать эффективной работе учреждения.
Также определяются возможности и угрозы - факторы внешней среды, которые благоприятствуют или препятствуют развитию и эффективному функционированию организации [5].
На основе данных составляется таблица SWOT, после чего следует ответить на вопросы:
имеет ли организация какие-либо сильные стороны или главные достоинства, на которых должна основываться стратегия;
делают ли слабые стороны организации ее уязвимой в конкурентной борьбе и какие слабости должна сгладить стратегия;
какие возможности организация может использовать со своими ресурсами и опытом, чтобы реально рассчитывать на удачу; какие возможности являются наилучшими с точки зрения организации;
каких угроз больше всего должно опасаться руководство, чтобы обеспечить свою надежную защиту.
Также необходимо установить связи между внутренними и внешними сторонами.
Результаты ответов на вопрос – «Кого из своих коллег Вы бы пригласили на выходные, на рыбалку?» представлены в социоматрице 3.
Таблица 3 - Определение морально-этических качеств партнера
Кто выбирает |
|
Кого выбирают |
Кол-во сделанных выборов |
|||||||||||||||||
* |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
Т+ |
Т- |
SТ |
|
А |
* |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
3 |
0 |
3 |
|
Б |
|
* |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
0 |
2 |
|
В |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
|
Г |
- |
|
|
* |
|
+ |
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
Д |
|
|
- |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
0 |
2 |
2 |
|
Е |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
|
Ж |
|
+ |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
2 |
0 |
2 |
|
З |
|
|
- |
|
|
|
|
* |
|
|
- |
|
|
|
|
|
0 |
2 |
2 |
|
И |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
+ |
|
|
|
2 |
0 |
2 |
|
К |
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
- |
|
0 |
2 |
2 |
|
Л |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
* |
|
|
+ |
|
|
3 |
0 |
3 |
|
М |
- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
- |
0 |
3 |
3 |
|
Н |
|
- |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
* |
|
- |
|
2 |
2 |
4 |
|
О |
- |
|
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
|
|
* |
|
- |
0 |
4 |
4 |
|
П |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
* |
|
4 |
0 |
4 |
|
Р |
|
|
- |
|
- |
|
|
- |
+ |
|
|
|
- |
|
|
* |
1 |
4 |
5 |
|
Кол-во полученных выборов |
Т+ |
0 |
4 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
1 |
0 |
|
||
Т- |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
||||
SТ |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Данный критерий служит основанием для установления структуры взаимоотношений между индивидами, предполагающей морально-этические качества.
Вырабатывая стратегии необходимо помнить, что возможности и угрозы могут переходить в противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Мониторинг показателей корпоративной культуры позволит достичь снижения эмоционального напряжения сотрудников, повышения социального комфорта от работы в коллективе, а также в коллективе больше будут ценить ориентированность на результат, профессионализм и развитие компетентности.
Результаты SWOT-анализа позволяют провести полномасштабную и, что очень важно, достаточно объективную оценку конкурентной позиции организации в отрасли. В таблице 4 представлена матрица SWOT-анализа разработки направлений развития корпоративной культуры в организации.
Из таблицы 4 видно, что в целом сильные стороны основаны на престижности работы и востребованности. Сильные стороны являются фундаментом для определенных возможностей, а слабые - базой для угроз.
Таблица 4 - SWOT-анализ разработки направлений развития корпоративной культуры в организации
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Нормативное обеспечение деятельности; 2. Наличие административных ресурсов; 3. Знание коллектива; 4. Заинтересованность в работе; 5. Престижность работы 6. Наличие стандартов. 7. Высокая социальная значимость деятельности. |
1. Достаточно низкий показатель профессиональное признание; 2. Также не велики значения показателей «личностное доверие» и «эмоциональная близость»; 3. Сформирована миссия организации, но нет стратегий развития подразделений; 4. Не все сотрудники знают миссию организации, а также социальную значимость своей деятельности и в чем выражается социальная ответственность; 5. Нет поставленной задачи на уровне руководителей подразделений и формировании организационной культурой. |
Возможности |
Угрозы |
1. Большое количество методик развития культуры; 2. Открытость современных данных; 3. Доступ к программам повышения квалификации; 4. Конкуренция на рынке труда; |
1. Повышение текучести кадров; 2. Снижение заработной платы; 3. Изменения законодательства; 4. Административные и бюрократические препятствия; 5. Снижение доверия к руководству; 6. Дефицит управленческих ресурсов. |
Для направлений развития корпоративной культуры в организации, учитывая сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности, предложим:
- проводить постоянный мониторинг культуры и социального взаимодействия;
- проводить тренинги и обучения для руководителей, направленные на умение управлять процессами корпоративной культуры;
- проводить тренинги и обучения для сотрудников, направленные на формирование командного взаимодействия;
- предложить систему поощрений, подкрепляющих профессиональные достижения и ценности, основанных на задачах и показателях деятельности организации.
Литература: Аширов Д.А. Управлении персоналом. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 432с. Ильин Е П. Мотивация и мотивы. Издательский дом «Питер», 22 июля 2013 г. – 508 с. Лукаш Ю.А. Эффективная кадровая политика как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: учебное пособие. Издательство: ФЛИНТА, 2012 г. - 201 с. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика: учеб. для вузов. Издательский дом «Питер», 2016 -479 с. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2012.