MARIUPOL «Таксуем» не от хорошей жизни
Категория: Человек и закон
| Автор: ANTI-TAXI
| Опубликовано: 04.03.2010
На вопрос автора письма, как трудовой договор влияет на безопасность перевозки, можно ответить простым примером. Если водитель автомобиля официально трудоустроен в фирме такси, то он, действительно, оказывает услугу от имени предпринимателя, к которому обратился пассажир. Если трудовой договор у водителя отсутствует, то он на языке самих водителей такси называется «бомбила». Тогда становится не важно, каким образом водитель получает заказ: через диспетчера или сам пассажир обращается к нему за услугой.
Конечно же, в первую очередь от таких нелегалов страдают пассажиры. В случае ДТП пострадавшему пассажиру доказать, что он воспользовался автомобилем через фирму просто невозможно, поскольку договорные отношения между водителем автомобиля и предпринимателем, у которого был сделан заказ, отсутствуют. В таких случаях пострадавшему пассажиру не гарантированы ни возмещение вреда здоровью со стороны предпринимателя, ни другие страховые выплаты.
В этой ситуации может пострадать и сам водитель, поскольку ответственность за происшедшее ДТП он будет нести единолично.
Если ответственность за перевозки будет нести работодатель — хозяин такси, то он постарается свести вероятность таких случаев к минимуму. И тогда водители с маленьким стажем управления транспортным средством к перевозке пассажиров допущены не будут, обязательно будет организован предрейсовый и послерейсовый медосмотр, соответствующий отбор будет и при допуске автомобилей к перевозке пассажиров.
Трудовой договор также является гарантией прав работника в сфере социального страхования, пенсионного обеспечения, трудовых прав.
Кроме того, только при наличии трудового договора будет иметь юридическую силу путевой лист, выданный водителю автомобиля после прохождения им предрейсового медосмотра, а также проведения осмотра транспортного средства контрольным механиком.
Не является препятствием для работы таксистом и наличие постоянного места работы. Законодательством о труде предусмотрена возможность трудоустройства работника по совместительству. При этом заключение трудового договора опять же является обязательным. В этом случае работник сам может решать, какая работа у него будет основной (там будет находиться трудовая книжка), а какая — дополнительной. Главное, чтобы она была легальной.
Что же проверяют сегодня у таксиста на улицах и парковках города? Наличие таксометра в автомобиле? Право хозяйственной деятельности? Подтверждение уплаты налогов? Инкассацию выручки от перевозок? Лицензию на право деятельности, в конце концов?
Нет. У водителей автомобилей с разношерстными опознавательными знаками «такси» и рекламой диспетчерских служб проверяют только наличие лицензионной карточки. Не акцентируется внимание на документальном подтверждении принадлежности конкретного автомобиля и его водителя указанному в лицензионной карточке предприятию-лицензиату. Практически не ставится вопрос об оборудовании автомобиля таксометром. Вместо этого усиленно проверяется обязательный для наемного водителя-таксиста ежедневный путевой лист. (Именно так вполне обоснованно трактуют статус водителя, который не является самозанятым перевозчиком-лицензиатом, управляет собственным автомобилем, но предъявляет лицензионную карточку, оформленную на этот автомобиль на основании лицензии другого субъекта ).
Очевидно, что для того, чтобы решить задачу перевода украинского такси в легальную и налогооблагаемую плоскость, нужно при проверке конкретного автомобиля такси и документов его водителя ставить совсем другие вопросы, а именно:
- Кто, собственно, этим автомобилем оказывает услугу? Просто гражданин, не имеющий права хозяйственной деятельности, работающий от своего имени – уже за это должен быть наказан. А хозяйствующий субъект обязан соблюдать не только транспортное законодательство, но и налоговое, а так же правила работы с наличной выручкой, в т.ч. и в соответствии с Законом «О применении регистраторов расчётных операций…» . А вот об этом упорно не хотят даже вспоминать.(!?)
- Если услуга предоставляется от имени некоего хозяйствующего субъекта, имеет ли именно он лицензию на право предоставления услуг такси? (чужая лицензионная карточка тогда никак не может заменить лицензию Минтранса).
- Является ли водитель автомобиля наёмным работником именного этого хозяйствующего субъекта? Как вариант – он может быть самозанятым предпринимателем-перевозчиком, т.е. СПД и водитель в одном лице. Но третьего варианта в правовом поле – не существует!
- Если за рулём такси находится самозанятый предприниматель, работающий без использования кассового аппарата, то где его «Свидетельство плательщика единого налога», подтверждающее его право не применять РРО?
- Если за рулём автомобиля находится наёмный водитель, трудоустроенный предпринимателем-плательщиком единого налога, то где его «Свидетельство о трудовых отношениях с плательщиком единого налога», точно так же подтверждающее право не применять РРО?
- Если за рулём автомобиля находится наёмный водитель, трудоустроенный любым другим хозяйствующим субъектом, хоть фактически, хоть фиктивно - почему в автомобиле отсутствует обязательный в таком случае кассовый аппарат?
Если именно такие вопросы поставить – желание «лицензировать» с помощью карточек и путевых листов «серое» такси у «крышевателей» отпадёт моментально. Ибо за нарушения, связанные с хозяйственной деятельностью, трудоустройством персонала, РРО, учётом и налогообложением наличной выручки – санкции очень серьёзны и давно продуманы. Было бы желание их использовать.
Правда, такие вопросы уместны, если стоит задача вывести деятельность такси из тени, ликвидировать незаконные схемы, привести рынок в цивилизованный вид.
А если представить, что кто-то поставил противоположную задачу – загнать всех таксистов в «серые» схемы «крышевания» лицензионными карточками и больше собирать денег за путевые листы – то проверки в Киеве можно считать более чем результативными. Продавцы лицензионных карточек и путевых листов могут быть довольны. В ближайшие дни их доходы существенно вырастут.
Многие частные таксисты Мариуполя быстро поняли, что от них требуется: статус предпринимателя - не нужен (лишние проблемы), лицензия – не нужна (а зачем платить за неё в бюджет), налоги платить - не обязательно (ведь никто и не спрашивает), таксометр – можно и без него обойтись (если захотеть). А вот что действительно нужно - так это «купить» у «фирмы-крыши» лицензионную карточку и регулярно «оплачивать» ей за путевые листы. И будет тогда зелёная улица. Ни ГАИ, ни ГАТИ можно не бояться!
Все это уже проходили во Львове 2 года назад . Те же путёвки и карточки, такие же проверки с теми же вопросами и очевидными подсказками между строк. Только таксометр при этом все-таки требовали. Результат оказался предсказуем : 90 процентов львовского такси уверенно находится в тени, хотя все – с таксометрами, причем организаторы "серых" схем за 2 прошедших года стали достаточно сильными и могут агрессивно отстаивать нужный им статус-кво. Подробно об этом - в статье: «Не допустим проверок такси. Во Львове - акция таксистов» .
В дураках остаётся только законопослушный перевозчик-налогоплательщик. Он в очередной раз оказывается наедине с превышающим его в разы по численности конкурентом-нелегалом. Более того, численность таких конкурентов постоянно растёт, подстёгиваемая аппетитом торгующих лицензионными карточками и путевыми листами структур и стремлением диспетчерских служб такси вовлекать в перевозки всё новых и новых желающих попробовать свои силы в такси. Чем больше машин – тем больше доход служб такси и путёвкоторговцев. А законы рынка неумолимы – рентабельность и эффективность деятельности перевозчика при этом стремится к нулю.
И ещё. Законопослушный налогоплательщик убеждается в том, что в нашей стране налоги платит только тот, кто хочет. А тот, кто не хочет – не только может абсолютно безнаказанно не платить, но и получает неоспоримый аргумент в том, что так и нужно делать…
Ужесточение Лицензионных условий автоперевозок: превентивная мера или желание усложнить работу предпринимателям?
В ходе своей коммерческой деятельности юридические лица и физические лица-предприниматели в праве осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Следует отметить, что Законодательством Украины четко определен перечень видов деятельности, осуществление которых требует получения специального разрешения - лицензии. За нарушение указанных требований законодательством Украины предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
Согласно законодательству Украины, деятельность компании связанная с автотранспортными перевозками (грузовые, пассажирские, такси и внутренние) подлежит получению лицензированию.
Смотри комментарий
http://www.dtkt.com.ua/show/2cid11828.html
Проверки перевозчиков и таксистов
http://www.chp.com.ua/konsult_20.php?action=results&poll_ident=105
Таксисты допускаются к перевозкам при наличии справки о прохождении обязательного медицинского осмотра. Таксопаркам следует иметь должность специалиста по безопасности дорожного движения при численности занятых эксплуатацией транспортных средств более 50 человек, а более 500 человек - создать службу безопасности дорожного движения.
Похоже, нынче работать в такси (профессионально) идут неудачники или люди, по разным причинам не сумевшие найти себя в современных рыночных дебрях. Способные не вылезать из-за “баранки” по 16—18 часов кряду, соблюдая при этом все меры предосторожности и не забывая о заработке.
В городе Мариуполе, не скрывая своей деятельности, работают тридцать фирм, о чем любой желающий может узнать из рекламы. Однако на учете в налоговой инспекции не зарегистрировано ни одной ККМ, на фирму, позиционирующую себя, как служба такси.
Диспетчерская служба такси – это всего лишь информационный центр. Обычно таксисты даже не числятся в штате фирмы-диспетчера. НИ В ОДНОЙ СТРАНЕ МИРА даже в странах Африки нет такого беспредела, как у нас. Где нарушая все законы руководители фирм берут залог 1000 грн, заставляют водителей оплачивать рекламу, придумывают штрафы за нарушения трудовой дисциплины от 20-100 грн и. т. д.
Таксисты против диспетчерских служб "Таксистов набирают, делят и душат". По словам таксистов, создание профсоюза – это единственный законный способ повлиять на своеволие директоров диспетчерских служб, которое проявляется в беспочвенном увольнении таксистов. Как утверждают протестовавшие таксисты, существующие тарифы не обоснованы и убыточны для таксистов.
Директора служб повысили тариф до 3 км с 10 грн. до 12 грн. При этом с каждого заказа диспетчерская служба получает свой тариф – 2,8-3 грн. Как утверждают таксисты, при таких расценках, учитывая, что около 80% заказов – это «минималка», они зарабатывают около чистых 3-4 грн. с заказа. По их мнению – эти тарифы недостаточно рентабельны. Соответственно, надо повышать цену за проезд.
Профсоюз – это идея очень хорошая, если эта организация будет работать, так как должна работать. А именно помогать в оформлении соответствующих документов, решать проблемы с ДТП, оказывать правовую поддержку, давать социальные гарантии. Дело в том, что мы уже далеко отошли от модели таксопарков, а какой-то другой структуры еще не создали. Таксист как бы оказывается сам по себе, а идея с профсоюзом смогла бы объединить всех мариупольских таксистов.
Грустно, господа … хочется сказать: "Вот и хлебайте весь этот беспредел, вы его заслужили!"
Смотри комментарий http://www.dtkt.com.ua/show/2cid11828.html Проверки перевозчиков и таксистов http://www.chp.com.ua/konsult_20.php?action=results&poll_ident=105