Уловки автосалонов перед потребителями
Как ни странно, но вступившие в силу в декабре 2007 года поправки к закону о защите прав потребителей не привели к потребительскому экстремизму, как опасались того автодилеры. В автомобильной сфере права потребителя нарушаются пожалуй чаще всего: продавцу есть что терять и есть за что бороться. Мы подготовили ответы на самые распространенные вопросы, возникающие у клиентов автосалонов. Помощь в подготовке консультации оказал юрист юридической компании.
Какие главные изменения, касающиеся автомобилей, появились в новой редакции Закона?
Новая редакция позволяет теперь потребителю требовать замены товара или возврата денег при обнаружении в нем любого недостатка в течение 15 дней. Раньше инициацизация такой процедуры была возможна только при наличии существенных недостатков, и главные силы потребителя уходили на доказательство того, что недостаток действительно существенный. По истечении 15 дней возврат товара или расторжение договора теперь возможны при обнаружении существенного недостатка товара, нарушении сроков ремонта, установленных законом или соглашением сторон, или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
Кроме того, ужесточились правила продажи товаров с предоплатой. Теперь продавец несет финансовую ответственность за срыв сроков доставки товара.
Как возможно провести процедуру замены автомобиля с недостатками на аналогичный, но качественный?
Можно рассчитывать на добрую волю автодилера, но как раз на нее-то рассчитывать и не приходится. Если продавец отказывается от добровольной замены, покупатель должен выполнить следующие действия: написать письменное заявление с описанием обстоятельств приобретения товара, его основных идентификационных характеристик и дефекта. Заявление должно содержать требование о замене товара. Это заявление передается продавцу таким образом, чтобы на руках у потребителя осталось подтверждение вручения его продавцу. В случае, если возникает спор о причинах появления недостатка, продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в сроки, установленные законом. Если экспертиза установит, что недостатки возникли по причине, не зависящей от продавца или изготовителя, то потребитель обязан возместить расходы по ее проведению, а также сопутствующие расходы по транспортировке и хранению. Если же экспертиза признает факт наличия недостатков по вине производителя, то покупатель может повторно предложить продавцу решить спор в досудебном порядке и лучше также сделать это письменно. Если же продавец вновь отказывается удовлетворять законные претензии покупателя, то в этом случае следует обращаться в суд.
Есть ли на сегодняшний день прецеденты обмена автомобиля или возврата за него денег?
Такие прецеденты уже есть.
Имеет ли право автодилер снять автомобиль с гарантии, если машина не прошла антикоррозийную обработку?
В условиях гарантии обычно прямо указано, на какие узлы и агрегаты, условия эксплуатации она распространяется. Если водитель эксплуатирует автомобиль в стандартных условиях, то базовая комплектация авто обеспечивает полное выполнение условий гарантии и любая претензия на отсутствие дополнительных работ и оборудования является незаконной.
Имеет ли право автосалон указывать, в каких страховых компаниях страховать автомобиль владельцу?
Как правило, автосалон предлагает льготные условия продажи автомобиля только при условии если он будет застрахован в конкретной компании. Или наоборот, страховая компания предлагает льготные условия страхования определенных марок автомобилей. Нарушений прав потребителя в этом нет, если клиент сам решает, соглашаться ему на такие условия или нет. Однако антимоопольная служба может усмотреть в этом ограничение конкуренции.
Защита прав потребителей