Создание архитектурно-планировочного решения вокзала – очень ответственная задача, поскольку от него зависит в первую очередь впечатление о городе прибывающих. Но необходимо учитывать и другие важные моменты, начиная создавать архитектурный проект вокзала.
Не стоит забывать, что архитектурное решение определяет параметры, важные для мест высокого скопления людей. Существует несколько схем, которые применяются повсеместно.
Павильонные вокзалы используются редко и применимы для большой площади – они имеют особенно длинные пешеходные и автомобильные пути. Блокированные вокзалы – многофункциональные объекты, где к самому вокзалу могут быть присоединены развлекательные заведения и все, что может потребоваться ожидающему рейса пассажиру. Наиболее распространены централизованные вокзалы, которые компактно занимают небольшую площадь и выполняют исключительно функции вокзалов.
Тем не менее на любом вокзале предусмотрены платформы с посадочными местами для ожидания, залы ожидания, билетные кассы, комнаты матери и ребенка, санузлы, камеры хранения и небольшие точки общепита. Это позволяет сократить время ожидания и сделать пребывание на вокзале комфортным.
Для крупных вокзалов особенно важна безопасность, связанная с высокой террористической угрозой, характерной для современного мира. Поэтому на вокзалах предусматриваются металлоискатели и организованная охрана.
Для внутренней отделки вокзалов используются износостойкие нескользящие материалы - стеновые панели, керамическая плитка и камень. Малопрактичное дерево постепенно уходит в прошлое.