Топливная аппаратура. Ремонт топливной аппаратуры.
Высокая точность изготовления топливной аппаратуры современных дизелей не позволяет организовать производство сменно-запасных деталей на обычных ремонтных предприятиях и в мастерских. Техническая эксплуатация топливной аппаратуры обычно строится на разграничении операций — текущих (профилактических), ремонтно-регулировочных и восстановительных. Текущие операции (наблюдение и уход за топливной аппаратурой во время работы двигателя) ограничиваются небольшим объемом работ. Это в основном наружная чистка деталей, соблюдение мер, предохраняющих топливо от засорения, очистка и промывка топливных фильтров и устранение неплотностей в топливопроводах. К числу работ, проводимых на месте установки двигателя, иногда также относят и периодическую проверку основных элементов топливной аппаратуры или замену их запасными элементами. Контроль и регулирование топливной аппаратуры могут выполнять только квалифицированные специалисты; необходимы применение инструмента и приспособлений и специально подготовленное рабочее место. Для создания этих условий организуют специальные контрольно-ремонтные пункты или базы, куда доставляют снятую с двигателей топливную аппаратуру.
Подача топлива в цилиндры дизеля требует выполнения следующих условий: осуществления начала и конца подачи в строго определенные моменты по отношению к положению поршней в цилиндрах; соблюдения вполне определенной закономерности подачи; обеспечения постоянства количества подаваемого топлива и продолжительности подачи во все цилиндры в течение всего установленного режима; возможности изменения количества подаваемого топлива (дозирования) в соответствии с нагрузкой, приложенной к дизелю; одновременности прекращения подачи во все цилиндры.
О том, насколько трудно выполнить эти условия и насколько тщательно должен выполняться процесс дозирования подачи топлива в цилиндры, говорит следующий пример. судовой дизель 6ч*15/18 на режиме номинальной мощности при п = 1500 об/мин расходует в 1 ч 26,5 кг топлива. Зная это, нетрудно подсчитать, сколько топлива поступает в каждый из его цилиндров за одну подачу. Так как дизель четырехтактный, то в каждом из его цилиндров за 1 мин совершается 750 рабочих циклов. В каждом цилиндре за 1 ч расходуется 26,5 : 6 == 4,4 кг топлива. Минутный расход топлива в каждом цилиндре составит 4400 : 60 = 73,3 г; тогда цикловая подача будет составлять всего лишь 73,3 : 750 = = 0,098 г. Естественно, что на режиме холостого хода цикловая подача будет значительно меньше — примерно 0,02 г.
Количество подаваемого топлива в ТНВД с постоянным ходом плунжера регулируют за счет изменения активного хода плунжера, т. е. за счет изменения продолжительности нагнетания: чем она больше, тем больше топлива поступает в цилиндр, и наоборот. Такие ТНВД называются насосами золотникового типа.
ТНВД с клапанным регулированием установлены на дизелях 750S («Фиат»), М46М («Нохаб—Поляр»), ДР 30/50, ДР 43/61 («Русский дизель»), SD-72, '5SAD-72, 6TD-56 («Зульцер») и др. Однако из-за некоторых конструктивных недостатков этих ТНВД, сложности обслуживания и эксплуатации и не всегда достаточной надежности топливной аппаратуры данного типа - дизелестроительные предприятия устанавливают на дизели ТНВД золотникового типа.
Топливная аппаратура золотникового типа обладает простотой конструкции регулирования и эксплуатации, высокой надежностью. Позволяет легко осуществлять регулирование количества подаваемого топлива путём изменения положения косых регулировочных кромок на плунжере. В настоящее время предприятия изготавливают ТНВД со всеми тремя способами регулирования. Это объясняется тем, что все способы регулирования количества подаваемого топлива оказывают различные влияния на характер процесса сгорания и экономичность работы дизеля в основном при переходе на долевые нагрузки.
Топливная аппаратура