Сорта топлив, их использование
Общие сведения. Применяемые судовые нефтяные топлива в зависимости от метода их получения подразделяют на два вида — дистиллятные и тяжелые. Дистиллятные топлива состоят из легких фракций, получаемых дистилляцией в установках по переработке нефти, характеризуются малой вязкостью v = 3 ч- 6 мм2/с, поэтому не нуждаются в подогреве перед подачей к двигателям или котлам. Тяжелые топлива представляют собой смеси, состоящие из остаточных продуктов переработки нефти и дистиллятов.
В зависимости от соотношения легких и тяжелых компонентов вязкость тяжелых топлив, как и другие их показатели, варьируется в широких пределах. В России качество топлив регламентируется государственными стандартами и техническими условиями За рубежом качество топлив определялось спецификациями фирм-поставщиков Британской (BS 2869 : 1967) и Американской (А5>ТМ-Д975 и Д396-67). Начавшийся в 70-х годах и все более распространяемый процесс вовлечения в производство топлив продуктов вторичной переработки нефти потребовал пересмотра действующих стандартов и спецификаций, расширения предельных значений показателей качества и привлечения дополнительных показателей (таких, как содержание алюминия, стабильность и совместимость топлив и др.).
Дистиллятные топлива. В силу ограниченности ресурсов и высокой стоимости дистиллятов цена относящихся к классу дистиллятов дизельных топлив в России ориентировочно в 1,7 раза превышает стоимость тяжелых топлив. Хотя обеспечение судна тяжёлым топливом вызывает преждевременный ремонт судовых дизелей. Потребление дизельного топлива на судах морского флота составляет всего 6—12 %
общего количества сжигаемого топлива. Его в основном используют во вспомогательных средне- и высокооборотных дизелях, которые либо по своей конструкции, либо из-за неприспособленности системы топливоподготовки (отсутствуют судовые устройства по разогреву топлива) не могут быть переведены на более тяжелые сорта. В ГД дизельное топливо применяют исключительно во время маневров и для промывки топливной системы, перед остановкой. Отечественная промышленность выпускает судовые топлива в соответствии с ГОСТ 305—82 путем смешивания фракций прямой перегонки сернистых нефтей, прошедших гидроочистку и депарафинизацию, с каталитическим газойлем. Присутствие каталитического газойля снижает эксплуатационные свойства топлива, в частности усиливается его склонность к отложениям. Топлива выпускают четырех марок: Л, 3, ЗС, А, которые по содержанию серы делят на две подгруппы: с S < 0,2 %, с S == 0,21 — 0,5 %. Содержание меркаптановой серы в сере обеих подгрупп ограничивается 0,01 %.
В качестве заменителя дизельного топлива на судах морского и речного флота широко используют газотурбинное топливо (ГОСТ 10433—75). Топливо получают в качестве побочного продукта в процессах замедленного коксования при выработке нефтяного кокса, необходимого металлургической промышленности. Газотурбинные топлива ТГ и ТГВК отличаются более высокой плотностью и вязкостью, но не настолько высокой, чтобы их нужно было подогревать перед использованием. Для этих топлив характерно более высокое содержание серы (1 и 2,5 % соответственно) и, на что должно быть обращено внимание особо, в них содержится до 25 % смолистых веществ. Это обусловливает их низкую стабильность, проявляющуюся при нагревании и смешивании с другими топливами.
Начиная с 1988 г. нефтяная промышленность начала поставлять на флот судовое маловязкое топливо, предназначенное для замены дизельного и газотурбинного топлив. Это топливо вырабатывают путем смешивания дистиллятов вторичных процессов (коксования, термического и каталитического крекинга) с дизельными фракциями с повышенным концом кипения, взятыми из атмосферной и вакуумной колонн. По сравнению с дизельным топливом к нему предъявляют менее жесткие требования (допускается вдвое большая вязкость— 11 мм2/с, содержание серы до 1,5 %, более низкое ЦЧ — не менее 40).
ремонт судовых дизелей