Проблемы при окраске пластика
И я решил написать небольшую рекомендацию по окраске основанную на семилетнем опыте работы с различными пластиками.
Ошибки могут встречаться на всех стадиях выполняемых работ. Однако, только тот, кто знает слабые места, может предотвращать их и связанные с ними рекламации.
Возможные дефекты при окраске пластиков
Нарушение адгезии из-за недостаточной очистки или использования неподходящих средств, повышающих адгезию.
Раковины - так как лакокрасочный материал был нанесен слишком рано.
Появление так называемых "уколов от иглы" (вид кратеров), так как лакокрасочное покрытие было нанесено слишком рано.
Кратеры из-за недостаточной очистки.
Кратеры, вызванные неоднородностью пластика (некачественный пластик).
Сорность из-за попадания пыли.
Дефекты пластика – царапины, забои и тп. из-за некачественной упаковки и хранения изделий между литьем и окраской.
В отношении последнего пункта – нельзя изделия, предназначенные под окраску хранить навалом в коробках, их необходимо, по крайней мере, перекладывать слоями мягким материалом, предотвращающим появление царапин, а лучше всего упаковывать каждое изделие отдельно. Особенно это касается распространенного акрилонитрилбутадиенового пластика (АБС) одного из самых востребованных пластиков для производства сложных формованных изделий с высокой степенью вытяжки.
Методы борьбы с дефектами окраски
Первым этапом в технологии окраски пластика, как, впрочем, и любых других материалов, является подготовка поверхности.
Некачественная предварительная подготовка является чаще всего встречающейся ошибкой. Она может привести к следующим последствиям:
- нарушение структуры поверхности, так как смазки часто содержат силикон;
- отслаивания, так как лакокрасочное покрытие наносится на слой смазки, задача которой состоит в том, чтобы предотвращать адгезию;
- образование трещин, так как возможные имеющиеся внутренние напряжения в пластмассе не уменьшаются.
Время, которое, кажется можно сэкономить поверхностной очисткой - это часто потерянное время, так как в конце очень часто возникают претензии и тем самым дополнительные расходы на переделку. Не говоря уже о потере имиджа у клиента.
Как всем известно при литье изделий из пластика используются различные смазки для облегчения их выемки из формы. Смазки могут содержать силикон – один из лучших материалов для снижения адгезии. Но именно он является самой главной проблемой для последующей окраски.
Лично я считаю, что лучше с самого начала отказаться от использования смазок пресс-форм с силиконом, чем потом хлебать полной ложкой проблемы из-за него, кроме этого, как говорили патриархи российского формостроения, пресс-форму, работающую с использованием в качестве смазки силикона, можно смело выбросить...
В интернете можно найти советы по удалению силиконовых загрязнений различными антисиликонами, используемыми при окраске автомобилей, иногда, при малых партиях, можно воспользоваться ими.
В любом случае перед окраской необходимо обезжиривать поверхность для удаления маслянно-жировых загрязнений. Слишком агрессивные растворители повреждают восприимчивые к растворителям пластики. Обезжириватель нужно подобрать такой что-бы не растворял сам пластик, но при этом хорошо удалял загрязнения. Самые ‛нежные“ это спирты, не плохо себя показал изопропанол, он несколько менее летуч чем этиловый спирт, и его не пьют!
Если загрязнение сильное, то обезжиривание нужно делать в два этапа – первый, протирка изделия смоченной растворителем безворсовым материалом, например сверхпрочными салфетками устойчивыми к растворителю RADEX ABSORBENT BLUE, второй – протирка сухим материалом для удаления загрязнений. За один раз удалить сильное загрязнение не получается, только размазывает по изделию.
Если использовать антистатические обезжириватели, то одновременно с обезжириванием мы снимаем статический заряд с пластика и снижаем вероятность налипания пыли.
Но если объем производства большой, то и это становиться проблемой – протереть каждую деталь в отдельности это... слов нет! В этом случае нужно задуматься об оборудовании для обезжиривания.
Растворители, впитанные пластмассой во время очистки, необходимо полностью удалить перед нанесением ЛКМ. В противном случае не испарившийся до конца обезжириватель может «подорвать» нанесённое лакокрасочное покрытие.
Непосредственно перед окраской изделия можно обдуть сжатым воздухом, удаляя и остатки растворителя и пыль.
При использовании смеси пластиков будьте готовы к возможным проблемам с окраской не все окрасочные материалы одинаково хорошо держатся на различных пластиках и кроме этого, если посторонний пластик встречается на поверхности изделия вкраплениями возможно возникновения кратеров в результате не однородного смачивания краской в этих местах и на основной поверхности. По возможности такие изделия на окраску лучше не направлять, а если нет другого выбора, то окрашивать их нужно не одним нормальным слоем, нескольким тонкими напылами.
В отношении пыли могу сказать только одно – если Вы хотите иметь качественную окраску пластиков, то необходимо обеспечить в малярном цеху условия предотвращающие попадание и образование в нем пыли. Но это тема отдельной статьи.
Виктор Новиков Источник