Понятие о режимах работы дизелей
Различают установившиеся и неустановившиеся режимы работы судовой энергетической установки. Как указывалось, установившиеся режимы характеризуются постоянством теплового состояния деталей дизеля. Для неустановившихся режимов работы дизеля характерна нестабильность его технико-экономических характеристик. В соответствии с государственным стандартом различают следующие основные режимы работы дизелей: номинальной (полной), максимальной и минимальной мощностей, а также режим минимально-устойчивой частоты вращения коленчатого вала.
Режим номинальной (полной) эффективной мощности характеризует длительную работу дизеля при номинальной частоте вращения коленчатого вала, установленной заводом-изготовителем.
Значение предельно допустимой эффективной мощности дизеля, которую он может развивать ограниченное время, установленное заводом-изготовителем, определяет режим максимальной мощности. Для судовых дизелей допускается работа не более 1 ч с перегрузкой по мощности на 10%, а по частоте вращения коленчатого вала — на 3% выше номинальной.
Длительную работу дизеля при наименьшей эффективной мощности, гарантируемой заводом-изготовителем, характеризует режим минимальной мощности. Минимальной эффективной мощностью, составляющей 10—20% номинальной, определяется предел уменьшения скорости судна.
Режим минимально-устойчивой частоты вращения коленчатого вала судового дизельного двигателя определяет маневренные возможности судна. На этом режиме работы энергетические ресурсы дизеля используются на 3—4% номинальной мощности и на 30% номинальной частоты вращения коленчатого вала. Продолжительность работы дизеля на данном режиме не должна превышать 2—3 ч.
Кроме перечисленных стандартных режимов, судовые дизели могут работать также на режимах эксплуатационной мощности и холостого хода. К эксплуатационной мощности относят среднюю мощность дизеля при плановых загрузке и скорости судна. Для грузовых теплоходов она составляет 85— 90% номинальной мощности, для буксирных — 90—95%. При определении плановых показателей работы судна по эксплуатационной мощности дизеля нормируют расход топлива.
Установки, имеющие судовые устройства для разобщения дизелей от гребного вала, могут работать и на режиме холостого хода. Работа дизеля на этом режиме сопровождается значительной неравномерностью подачи топлива, а иногда и пропуском вспышек в цилиндрах, приводящими к нагарообразованиям на поршнях, уплотнительных кольцах, клапанах, распылителях форсунок, поэтому продолжительность режима холостого хода не должна превышать 0,25—0,5 ч.
В исключительных случаях, связанных со спасением людей или груза, вахтенный начальник может принять решение о включении в работу и неисправных дизелей. Такой режим эксплуатации СЭУ называют аварийным. Иногда на аварийном режиме работы дизелей обеспечивается при необходимости движение судна к месту ремонта. В этом случае вахтенным начальником (механиком) должно быть организовано при постоянной вахте в машинном помещении тщательное наблюдение за техническим состоянием дизеля.
судовые устройства |