Настоящий Стелс
На вооружение к настоящему времени принят лишь один истребитель пятого поколения — американский F-22 Raptor. И, хотя малая заметность входит в число основных его качеств, все же их перечень выглядит сбалансированно. Также требовалась малая масса, увеличенная дальность полета, вдвое более высокая надежность, чем у F-15, лучшая эксплуатационная технологичность, меньшая стоимость жизненного цикла.
F-22 не «зациклен» на незаметности. Ему предписано другое: «Первым заметил, первым поразил». Это означает, что не обязательно быть максимально невидимым; надо быть достаточно невидимым для того, чтобы обнаружить противника и применить оружие до того, как он, противник, обнаружит тебя. Согласитесь, это принципиально другой подход.
Этот самолет выполнен уже по нормальной аэродинамической схеме, с полным набором поверхностей оперения, так как работали лучшие специалисты по проектированию инженерных сетей, иначе откуда бы взяться высокой маневренности, без горизонтального оперения с этим будет довольно сложно. Пришлось смириться с возвращением лишних кромок и плоскостей, пойдя на ухудшение характеристик радиосигнатуры.
Другие приемы обеспечения малозаметности по возможности соблюдены. Применены все элементы техники «стелс»: интегральная компоновка, обеспечивающая более или менее рассеянное отражение сигнала в разные стороны; радиопоглощающие материалы; средства РЭБ и малоизлучающее бортовое радиоэлектронное оборудование.
Соблюден еще один принцип, отработанный на прежних «стелсах»: Передние и задние кромки хвостового горизонтального оперения параллельны кромкам крыла. Боковые стенки нижней передней части фюзеляжа и воздухозаборники двигателей наклонены аналогично килям (29 градусов наружу). Сопла двигателей плоские. Вооружение размещается на внутренней подвеске в трех отсеках. F-22 может нести оружие и на внешних углах подвески.
Осталось сказать про цены. Разнобой в источниках велик, встречаются цифры от 180 до 330 млн долларов за штуку. Встретилось даже сообщение, что после «полного тюнинга» цена машины составит 400 млн долларов. В 1970-е годы за такие деньги можно было купить 200 очень приличных сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков 2-го поколения Су-7 — две авиадивизии...
Источник: http://alexbeton.ru/ тема: проектирование инженерных сетей