Идеальные пропорции человеческого тела
Примерно в 1490 году великий итальянский ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи нарисовал свой знаменитый рисунок "Витрувианский человек". На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Значение этого рисунка в том, что только идеальные пропорции человеческого тела позволяют позицию с разведенными руками и ногами вписать в круг, а с разведенными руками и сведенными ногами – в квадрат. Однако сама теория пропорционирования (Леонардо да Винчи лишь воплотил ее в рисунке) была создана другим римским ученым и архитектором – Марком Витрувием Поллионом. Позднее эта теория получила распространение в изобразительном искусстве и архитектуре.
Согласно этой теории следующие соотношения характерны для идеально пропорционального человеческого тела:
- длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони
- ступня равна четырем ладоням
- локоть равен шести ладоням
- высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
- шаг равняется четырём локтям
- размах человеческих рук равен его высоте
- расстояние от линии волос до подбородка равняется 1/10 его высоты
- расстояние от макушки до подбородка равняется 1/8 его высоты
- расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
- максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
- расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
- расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
- длина руки составляет 2/5 его высоты
- расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
- расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
- длина ушей 1/3 длины лица
Однако теория пропорционирования Марка Витрувия Поллиона возникла намного позднее теории "золотого сечения" или "божественной пропорции". Принято считать, что объекты, содержащие в себе "золотое сечение", воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пирамида Хеопса в Египте, Парфенон в Афинах, Собор Нотредам де Пари, картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза" и "Тайная вечеря", Ботичелли "Венера", Рафаеля "Афинская школа" и многие, многие другие объекты были созданы по принципу "золотого сечения".
Понятие о золотом делении ввел в научный обиход древнегреческий философ и математик Пифагор. Возможно, что эти знания он позаимствовал у египтян и вавилонян. Затем оно употребляется в «Началах» Евклида.
Сам термин "золотого сечения" ввел в обиход Леонардо да Винчи. И после него многие художники сознательно использовали в своих картинах эти принципы.
Математически золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. Формула выглядит так:
a : b = b : c или с : b = b : а
Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью 0,618..., если C принять за 1, то A = 0,382. Числа 0.618 и 0.382 являются коэффициентами последовательности Фибоначчи. На этой идеальной пропорции базируются основные геометрические фигуры.
Впоследствии правило золотого сечения превратилось в своеобразный академический канон. Правило "золотой симметрии" проявляются в энергетических переходах элементарных частиц, в строении некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов. Эти закономерности есть в строении отдельных органов человека и тела в целом, а также проявляются в биоритмах и функционировании головного мозга и зрительного восприятия.
В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Он измерил около 2000 человеческих тел и пришел к выводу универсальности золотого сечения. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
В настоящее время в нашей стране используются нормативы пропорционального телосложения женщины, составленные еще в конце 19 века доктором А.К.Анохиным.
Согласно этим нормативам, на 1 см роста женщины должно приходиться:
- шея - 0,18-0,2 см;
- рука (плечо) -0,18-0,2 см;
- нога (бедро) - 0,32-0,36 см (максимум);
- нога (икра) - 0,21-0,23 см;
- грудь (не бюст) - 0,5-0,55 см и более;
- таз - 0,54 см (минимум) - 0,62 см (максимум);
- талия - 0,35-0,40 см.
Умножьте свой рост (в сантиметрах) на вышеприведенные цифры. А затем проведите соответствующие измерения ваших частей тела. По результатам Вы поймете, насколько вы укладываетесь в нормативы.
Автор: Ксения Штиль Источник: http://www.ask4style.ru/articles/body_harmony.html - всё об идеальных пропорциях человека