Пустоцвет «Акрихина» или как завалить хорошую компанию
Существует притча про три конверта, которые уходящий руководитель отставляет преемнику. В первом лист бумаги со словами «вали все на предыдущую команду», во втором – «вали все на обстоятельства», а вот в третьем совет «писать свои три конверта».
Похоже, что нынешний президент Денис Четвериков подошел к третьей стадии.
- Первый конверт
А как все хорошо начиналось в недалеком еще 2014-м году. В своей «тронной речи», произнесенной сразу после назначения, сей господин пообещал владельцам «Акрихина» трехкратный рост за три года. Магия ярких графиков и диаграмм должна была убедить слушателей в реальности замыслов.
И действительно, как описывают встречу очевидцы, слушатели как будто впали в транс. Но не по причине слепой веры, как можно было подумать, а по причине серьезных сомнений в том, что новый босс, ни дня не проработавший в компании разглядел в ней скрытый потенциал, оказавшийся недоступным взгляду «старожилов».
К слову сказать, предыдущая команда была не так уж и плоха – бюджеты исполняла на 100 и более процентов, что само по себе неплохо с учетом стагнации в российской экономике. А еще это были порядочные люди, не захотевшие подписываться под прожектами в духе Остапа Бендера.
Кто-то ушел сам, кого-то не поверившего в светлое завтра «ушли». Их места заняли лояльные исполнители и сотрудники с предыдущего места работы Дениса Четверикова – компании-конкурента «Тева».
Вроде бы логично, что новый босс приводит с собой свою команду. Однако не менее логично и то, что эта команда приносит с собой наработки и модели поведения, к которым они привыкли.
Как выяснилось позже, стратегия развития «Акрихина» оказалась копией стратегии «Тева». А ведь известно, что: а) любая копия хуже оригинала и б) в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Результат оказался предсказуем. Продажи начали падать – 80-90% плана стали за счастье. При этом для достижения даже такого скромного результата пришлось увеличивать скидки и нагрузку на медпредов – промоутеров продукции, работающих непосредственно с врачами и аптеками.
Не надо быть семь пядей во лбу, чтобы догадаться, чем были объяснены первые провалы – конечно же «происками» старой команды.
- Второй конверт
Компетентность же команды нынешней сомнению не подвергается. Но вот что пишут люди, работавшие или пытавшиеся устроиться в компанию (отзывы взяты с сайта otrude.net за 2015 год): «приставили к девочке припевочке на обучение… Словарного запаса полный ноль…»;
«Неквалифицированные руководители. Менеджеры новой волны (коекакеры), переводящие все на аутсорсинг, ради получения откатов… Типа экономия»;
«Одни отрицательные стороны. Очень много так сказать руководителей и директоров, а работать некому. Отношение к … персоналу как к быдлу»;
«Регионалов понабрали не пойми кого, колхоз полный, с суровой периферии, готовые реально на все! В пятницу наваливают отчетов очень много, а в воскресенье звонок, где отчет?!!!».
Стало быть, время все валить на обстоятельства. Но тут выходит неувязочка.
За время «эффективного менеджмента» Дениса Четверикова (2014-2017) рынок лекарств показывал стабильный рост в денежном выражении (в среднем на 10%), более того, увеличились продажи дженериков (заменителей «фирменных» лекарств), а именно на их производстве специализируется «Акрихин», правительство выпустило ряд документов в поддержку отечественного производителя.
М-да. В таких условиях, ссылаться на плохую конъюнктуру как-то неприлично. Но вот что интересно: компания поскромничала опубликовать отчетность за 2016 год, а изучение различных рейтингов фармкомпаний в России показало отсутствие «Акрихина» даже в ТОП-25, и это когда ранее она входила в ТОП-5.
Так что второй конверт Денису Четверикову можно съесть не вскрывая. Во избежание гнева поверивших ему владельцев и сразу переходить к открытию третьего. Хотя уже и так понятно, что там написано.