Главный Каталог Статей РФ
87238 авторов, размещено 47366 статей, сейчас на сайте пользователей: 338 Статистика
Аватар Фадеева Алина

Функциональное и психологическое сотояние организмов студентов педагогического университета в период сессии

Категория:  Здоровье  | Автор:  Фадеева Алина | Опубликовано: 17.01.2019

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД СЕССИИ

 

Фадеева А.В., Матвеев А.Д.

 

Сургутский педагогический государственный университет, г.Сургут

 

            Аннотация. В статье представлены результаты исследования функционального и психологического состояния студентов Сургутского педагогического университета в период зимней сессии. Обследовано  80 студентов 2-4 курсов. Методом вариационной пульсометрии  определено функциональное состояние организма студентов и по результатам психологической диагностики установлен уровень тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности у студентов  в период сессии.

            Ключевые слова: функциональное состояние, тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность, студенты, сессия.

 

По данным ряда исследователей, в период экзаменационной сессии у студентов  регистрируются значительные изменения психофункционального состояния [3,4,7]. При этом в зависимости от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессорной ситуации, исходного состояния организма, его функциональных резервов и индивидуальных психофизиологических качеств, течение генерализованной реакции варьирует, особенно в отношении вовлечения в процесс межсистемных связей целостного организма [2,9].

Несмотря на общность мотивации и предъявление одинаковых условий, индивидуальные психофизиологические реакции не только в экстремальных ситуациях, но и в обыденной деятельности не будут идентичными из-за различных внутренних возможностей каждого отдельного человека. При этом очень многое зависит от восприятия и переработки человеком возникающей фрустирующей ситуации, возможности ее разрешить и адаптироваться к ней. Степень эмоционального напряжения нарастает в зависимости от индивидуальной оценки ответственности за выполняемую работу, возложенных обязанностей, ожидаемых результатов деятельности. В частности, показано, что индивидуальные особенности студентов оказывают существенное влияние на функционирование сердечно-сосудистой системы во время стресса [6,8].

В исследовании Д.А. Авчинниковой установлено, что в период экзаменов вне зависимости от типа межполушарной асимметрии уровень стресса у студентов повышается. У левшей соматические, поведенческие и эмоциональные показатели стресса более выражены, а используемые эмоциональные копинг-стратегии менее эффективны. Риск экзаменационного стресса для левшей выше, что следует учитывать при организации профилактических мероприятий [1].

Исследование проводилось в период зимней сессии (январь 2018 года) на базе научно-исследовательской лаборатории "Здоровый образ жизни и охрана здоровья" Сургутского государственного педагогического университета в рамках проекта "Stress STOP". Обследовано 80 человек из числа студентов 2-4 курсов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта. Все участники исследования были разделены по полу: 33 девушки и 47 юношей.

Для изучения психических состояний использовали методику "ТФАР". (тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность). Методика предназначена для сопоставления показателя личностной тревожности с показателями склонности личности к другим психическим состояниям.

Состояния тревожности связаны с переживанием эмоциональных дискомфортных ощущений, связанных с ожиданиями неблагополучных последствий и стрессогенных ситуаций. Фрустрации выражаются в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми затруднениями в процессе достижения поставленных целей. Ригидность обозначает специфику в организации индивидуального восприятия – недостаток гибкости, зависимость от сформированных в прошлом образов. Агрессивность характеризует любую форму поведения, которое нацелено на оскорбления и вред другому [5].

Функциональное состояние и частоту сердечных сокращений (ЧСС) оценивали по результатам диагностики на программно-аппаратном комплексе «Стресс-Тест». Результатам стресс-теста дают возможность прогнозирования состояний предболезни, переутомления и срыва адаптации (резкого снижения приспособительных возможностей организма), а также поведения организма в экстремальных условиях жизнедеятельности (в нашем случае экзаменационный стресс).

Статистическую обработку данных выполняли в программе "Statistica 13".

При анализе данных учитывали среднюю оценку по итогам зимней сессии (3,82 и 3,78  у девушек и юношей соответственно) и курс, на котором обучался студент.

Результаты диагностики психических состояний в экзаменационный период представлен на рисунке 1.

Установлено, что у юношей чаще встречался низкий уровень тревожности (z=4,663, p=0,000), фрустрированности (z=4,016, p=0,000) и ригидности (z=2,534, p=0,011) по сравнению с девушками.

У девушек при анализе частоты встречаемости психических состояний отмечено наибольшее число лиц со средним уровнем всех анализируемых состояний.

Высокий уровень тревожности отмечен лишь у 6,06% девушек. Высокий уровень агрессивности и ригидности отмечен в обеих группах. Процент юношей с высокой агрессивностью достоверно больше, чем девушек (z=2,003, p=0,045).

Отсутствие студентов с высоким уровнем фрустрированности свидельствует о хорошей устойчивости по отношению к различным препятствиям, возникающим на пути к достижению цели (успешному окончанию сессии). Для юношей и девушек с низким уровнем этого показателя характерна тенденция к реализации конструктивного поведения, направленного на рациональное преодоление препятствий.

            Функциональное состояние у девушек и юношей находилось в приделах физиологической нормы у 42,42% и 34,04% соответственно. Переходное состояние между нормой и предболезнью установлено у 30,30% девушек и 36,17% юношей. Функциональное состояние, соответствующее предболезни регистрировалось по данным стресс-теста у 24,24% девушек 17,02% юношей.  Зарегистрированы случаи срыва адаптации  у 12,77% юношей и 3,03% девушек.             Это указывает на необходимость профилактической и коррекционной работы с группой риска.

          У девушек и юношей оценивали тесноту корреляционных связей между показателями психофункционального состояния, итогами сессии и курсом обучения. Достоверные корреляционные связи были выявлены между рядом изучаемых показателей. У девушек при уровне значимости p≤0,5 установлена прямая корреляционная связь функционального состояния и средней оценки за сессию (r=0,39) и обратная между пульсом и агрессивностью (r=-0,36). Коэффициент корреляции ЧСС и итоговой оценки у девушек  соответствовал уровню значимости p≤ 0,1 при значении r=0,47.

            Среди юношей установлены статистически значимые (p≤0,5) связи итоговой оценки с тревожностью (r=0,3) и курсом обучения (r=-0,30).  Курс обучения и тревожность достоверно коррелировали (p≤0,1) между собой (r=-0,38). 

            Проведенное исследование является первым этапом при изучении влияния экзаменационного стресса на физическое и психическое состояние студентов педагогического вуза. Дальнейшие исследования позволят сравнить имеющиеся данные с результатами межсеместрового периода обучения студентов разных факультетов сургутского педагогического университета. Полученные результаты лягут в основу методических рекомендаций по профилактике стресс-индуцированных заболеваний (срыва адаптации) в период обучения в высшем образовательном учреждении и разработки эффективных механизмов психологической защиты и копинг-стратегий.

 

 

Литература

 

  1. Авчинникова Д.А., Авчинникова С.О. Переживание экзаменационного стресса студентами с разными типами межполушарной асимметрии // Ped.Rev.. 2017. №4 (18). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-ekzamenatsionnogo-stressa-studentami-s-raznymi-tipami-mezhpolusharnoy-asimmetrii (дата обращения: 29.01.2018).
  2. Говорухина А.А., Щербакова А.Э. Проблема сохранения здоровья участников образовательного процесса в условиях внедрения педагогических инноваций // Система ценностей современного общества. 2010. № 16. С. 255-260
  3. Горбунов Н.П. Изменение показателей сердечного ритма под влиянием учебной деятельности у подростков с задержкой психического развития // Физиология человека. 2004. Т.30. №3. С.70-75.
  4. Дмитриев Д.А., Дмитриев А.Д., Карпенко Ю.Д., Саперова Е.В. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенности на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток // Физиология человека. Т.34. №5. 2008. С. 89-96.
  5. Долгова В.И. Исследование самооценок эмоциональных состояний студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта в период экзаменационной сессии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №3 (30). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samootsenok-emotsionalnyh-sostoyaniy-studentov-s-razlichnym-urovnem-emotsionalnogo-intellekta-v-period-ekzamenatsionnoy (дата обращения: 29.01.2018).
  6. Льдокова Г.М., Панфилов А.Н., Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности // Концепт. 2013. №S1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-sostoyaniya-studentov-v-uslozhnennyh-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.01.2018).
  7. Попова М.А., Щербакова А.Э., Говорухина А.А. Диагностика и коррекция тревожных и депрессивных расстройств у школьников и студентов в условиях модернизации образования: методические рекомендации. Сургут, 2013. 38 с.
  8. Попова М.А., Щербакова А.Э., Говорухина А.А., Сафин Р.М. Изменение сердечного ритма у студентов при смене уровня учебных нагрузок в условиях внедрения инновационной образовательной системы на территории ХМАО-Югры // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 5-11.
  9. Nelms B.C. Stress and school: helping children cope // J.Peiatr. Health Care. 1999. Vol. 13. N 5. P.209-210.

Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Иван Петров
Покупка медицинской справки. Правда и обман. В этой статье вы найдете массу интересной информации о документообороте некоторых медицинских документов в городских поликлиниках.Прежде чем купить ту или иную медицинскую справку обязательно потратьт...
Категория: Здоровье | Автор: Иван Петров | Добавлено: 16.05.2010
Аватар med-connect
Тахикардия: как успокоить сердцебиение? Тахикардия – это состояние, при котором частота сердечных сокращений превышает 100 ударов в минуту, при этом ритм сокращений не нарушается. Основные признаки тахикардии помимо сердцебиения включают го...
Категория: Здоровье | Автор: med-connect | Добавлено: 25.05.2013
Аватар med-connect
Ринорея - что это такое? Ринорея - это состояние, когда носовая полость заполнена значительным количеством слизистой жидкости. Состояние, широко известный как "насморк", происходит довольно часто. Ринорея является распростран...
Категория: Здоровье | Автор: med-connect | Добавлено: 03.06.2013
Аватар Татьяна Совяк
Как почистить лимфу? Примерно 80 % токсинов находятся именно в лимфе! И в этой жидкости «плавают» наши клетки! Значит, межклеточная жидкость должна быть чистой, оптимальной для работы клеток. Это поможет избавиться от мно...
Категория: Здоровье | Автор: Татьяна Совяк | Добавлено: 04.08.2010
Аватар wikkomorgoci
Alimentatia rationala. Principiile. Factorii care se vor lua in consideratie la recomandarea alimentatiei rationale Alimentatia rationala. Principiile. Factorii care se vor lua in consideratie la recomandarea alimentatiei rationale.Alimentatia rationala consta in asigurarea optima a necesitatilor energetice si de s...
Категория: Здоровье | Автор: wikkomorgoci | Добавлено: 11.11.2012
Свежие комментарии
Ну, вот это я понимаю, настоящая инструкция для тех, кто хочет не просто «привет, как дела», а чтобы дамы сами в личку ломились! Как говорится, техник...

Читать >>

Куклы-обереги действительно имеют глубокий символизм и интересную историю, которая часто теряется в современных интерпретациях. Например, многие не зн...

Читать >>

Полностью поддерживаю подход, описанный в статье! Рисование — не просто творческое занятие, а ключевой инструмент для развития ребёнка. Как детский пс...

Читать >>

Интересная подборка ошибок, но не могу не высказать скепсис по поводу части рекомендаций. Например, о зарядке только до 80% — это логично с техническо...

Читать >>

Работал соцработником пару лет, и вот что не написали: это не только помощь людям, но и куча бумажек, отчётов и согласований. Бывает, половина времени...

Читать >>

Лучшие авторы
Аватар Криптовалюта
Криптовалюта, блокчей, обменники, краны и новости

Читать

Аватар Валентин_В
Более 40-ка лет проработал инженером-электриком. В...

Читать

Напишите нам