Функциональное и психологическое сотояние организмов студентов педагогического университета в период сессии
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД СЕССИИ
Фадеева А.В., Матвеев А.Д.
Сургутский педагогический государственный университет, г.Сургут
Аннотация. В статье представлены результаты исследования функционального и психологического состояния студентов Сургутского педагогического университета в период зимней сессии. Обследовано 80 студентов 2-4 курсов. Методом вариационной пульсометрии определено функциональное состояние организма студентов и по результатам психологической диагностики установлен уровень тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности у студентов в период сессии.
Ключевые слова: функциональное состояние, тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность, студенты, сессия.
По данным ряда исследователей, в период экзаменационной сессии у студентов регистрируются значительные изменения психофункционального состояния [3,4,7]. При этом в зависимости от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессорной ситуации, исходного состояния организма, его функциональных резервов и индивидуальных психофизиологических качеств, течение генерализованной реакции варьирует, особенно в отношении вовлечения в процесс межсистемных связей целостного организма [2,9].
Несмотря на общность мотивации и предъявление одинаковых условий, индивидуальные психофизиологические реакции не только в экстремальных ситуациях, но и в обыденной деятельности не будут идентичными из-за различных внутренних возможностей каждого отдельного человека. При этом очень многое зависит от восприятия и переработки человеком возникающей фрустирующей ситуации, возможности ее разрешить и адаптироваться к ней. Степень эмоционального напряжения нарастает в зависимости от индивидуальной оценки ответственности за выполняемую работу, возложенных обязанностей, ожидаемых результатов деятельности. В частности, показано, что индивидуальные особенности студентов оказывают существенное влияние на функционирование сердечно-сосудистой системы во время стресса [6,8].
В исследовании Д.А. Авчинниковой установлено, что в период экзаменов вне зависимости от типа межполушарной асимметрии уровень стресса у студентов повышается. У левшей соматические, поведенческие и эмоциональные показатели стресса более выражены, а используемые эмоциональные копинг-стратегии менее эффективны. Риск экзаменационного стресса для левшей выше, что следует учитывать при организации профилактических мероприятий [1].
Исследование проводилось в период зимней сессии (январь 2018 года) на базе научно-исследовательской лаборатории "Здоровый образ жизни и охрана здоровья" Сургутского государственного педагогического университета в рамках проекта "Stress STOP". Обследовано 80 человек из числа студентов 2-4 курсов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта. Все участники исследования были разделены по полу: 33 девушки и 47 юношей.
Для изучения психических состояний использовали методику "ТФАР". (тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность). Методика предназначена для сопоставления показателя личностной тревожности с показателями склонности личности к другим психическим состояниям.
Состояния тревожности связаны с переживанием эмоциональных дискомфортных ощущений, связанных с ожиданиями неблагополучных последствий и стрессогенных ситуаций. Фрустрации выражаются в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми затруднениями в процессе достижения поставленных целей. Ригидность обозначает специфику в организации индивидуального восприятия – недостаток гибкости, зависимость от сформированных в прошлом образов. Агрессивность характеризует любую форму поведения, которое нацелено на оскорбления и вред другому [5].
Функциональное состояние и частоту сердечных сокращений (ЧСС) оценивали по результатам диагностики на программно-аппаратном комплексе «Стресс-Тест». Результатам стресс-теста дают возможность прогнозирования состояний предболезни, переутомления и срыва адаптации (резкого снижения приспособительных возможностей организма), а также поведения организма в экстремальных условиях жизнедеятельности (в нашем случае экзаменационный стресс).
Статистическую обработку данных выполняли в программе "Statistica 13".
При анализе данных учитывали среднюю оценку по итогам зимней сессии (3,82 и 3,78 у девушек и юношей соответственно) и курс, на котором обучался студент.
Результаты диагностики психических состояний в экзаменационный период представлен на рисунке 1.
Установлено, что у юношей чаще встречался низкий уровень тревожности (z=4,663, p=0,000), фрустрированности (z=4,016, p=0,000) и ригидности (z=2,534, p=0,011) по сравнению с девушками.
У девушек при анализе частоты встречаемости психических состояний отмечено наибольшее число лиц со средним уровнем всех анализируемых состояний.
Высокий уровень тревожности отмечен лишь у 6,06% девушек. Высокий уровень агрессивности и ригидности отмечен в обеих группах. Процент юношей с высокой агрессивностью достоверно больше, чем девушек (z=2,003, p=0,045).
Отсутствие студентов с высоким уровнем фрустрированности свидельствует о хорошей устойчивости по отношению к различным препятствиям, возникающим на пути к достижению цели (успешному окончанию сессии). Для юношей и девушек с низким уровнем этого показателя характерна тенденция к реализации конструктивного поведения, направленного на рациональное преодоление препятствий.
Функциональное состояние у девушек и юношей находилось в приделах физиологической нормы у 42,42% и 34,04% соответственно. Переходное состояние между нормой и предболезнью установлено у 30,30% девушек и 36,17% юношей. Функциональное состояние, соответствующее предболезни регистрировалось по данным стресс-теста у 24,24% девушек 17,02% юношей. Зарегистрированы случаи срыва адаптации у 12,77% юношей и 3,03% девушек. Это указывает на необходимость профилактической и коррекционной работы с группой риска.
У девушек и юношей оценивали тесноту корреляционных связей между показателями психофункционального состояния, итогами сессии и курсом обучения. Достоверные корреляционные связи были выявлены между рядом изучаемых показателей. У девушек при уровне значимости p≤0,5 установлена прямая корреляционная связь функционального состояния и средней оценки за сессию (r=0,39) и обратная между пульсом и агрессивностью (r=-0,36). Коэффициент корреляции ЧСС и итоговой оценки у девушек соответствовал уровню значимости p≤ 0,1 при значении r=0,47.
Среди юношей установлены статистически значимые (p≤0,5) связи итоговой оценки с тревожностью (r=0,3) и курсом обучения (r=-0,30). Курс обучения и тревожность достоверно коррелировали (p≤0,1) между собой (r=-0,38).
Проведенное исследование является первым этапом при изучении влияния экзаменационного стресса на физическое и психическое состояние студентов педагогического вуза. Дальнейшие исследования позволят сравнить имеющиеся данные с результатами межсеместрового периода обучения студентов разных факультетов сургутского педагогического университета. Полученные результаты лягут в основу методических рекомендаций по профилактике стресс-индуцированных заболеваний (срыва адаптации) в период обучения в высшем образовательном учреждении и разработки эффективных механизмов психологической защиты и копинг-стратегий.
Литература
- Авчинникова Д.А., Авчинникова С.О. Переживание экзаменационного стресса студентами с разными типами межполушарной асимметрии // Ped.Rev.. 2017. №4 (18). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-ekzamenatsionnogo-stressa-studentami-s-raznymi-tipami-mezhpolusharnoy-asimmetrii (дата обращения: 29.01.2018).
- Говорухина А.А., Щербакова А.Э. Проблема сохранения здоровья участников образовательного процесса в условиях внедрения педагогических инноваций // Система ценностей современного общества. 2010. № 16. С. 255-260
- Горбунов Н.П. Изменение показателей сердечного ритма под влиянием учебной деятельности у подростков с задержкой психического развития // Физиология человека. 2004. Т.30. №3. С.70-75.
- Дмитриев Д.А., Дмитриев А.Д., Карпенко Ю.Д., Саперова Е.В. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенности на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток // Физиология человека. Т.34. №5. 2008. С. 89-96.
- Долгова В.И. Исследование самооценок эмоциональных состояний студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта в период экзаменационной сессии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №3 (30). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samootsenok-emotsionalnyh-sostoyaniy-studentov-s-razlichnym-urovnem-emotsionalnogo-intellekta-v-period-ekzamenatsionnoy (дата обращения: 29.01.2018).
- Льдокова Г.М., Панфилов А.Н., Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности // Концепт. 2013. №S1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-sostoyaniya-studentov-v-uslozhnennyh-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.01.2018).
- Попова М.А., Щербакова А.Э., Говорухина А.А. Диагностика и коррекция тревожных и депрессивных расстройств у школьников и студентов в условиях модернизации образования: методические рекомендации. Сургут, 2013. 38 с.
- Попова М.А., Щербакова А.Э., Говорухина А.А., Сафин Р.М. Изменение сердечного ритма у студентов при смене уровня учебных нагрузок в условиях внедрения инновационной образовательной системы на территории ХМАО-Югры // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 5-11.
- Nelms B.C. Stress and school: helping children cope // J.Peiatr. Health Care. 1999. Vol. 13. N 5. P.209-210.