Если Ваш ребенок «ведет себя плохо» или «стал плохо учиться» ...
Возможных причин «плохого» поведения у детей очень много и рассмотреть их в одной статье не представляется возможным, но хотелось бы остановиться более подробно на такой причине («плохого поведения»), как «гиперактивность с дефицитом внимания» или гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ).
Очень часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда они сами замечают или им говорят учителя в школе (или классный руководитель), что их ребенок допускает много ошибок, с трудом сохраняет внимание, не слушает обращенную к нему речь, постоянно отвлекается, не доводит дело до конца, не выполняет домашние задания и задания, требующие своего выполнения в классе на уроке, стал забывчивым, постоянно вертится, отвлекает других детей от выполнения заданий, не может усидеть на месте, когда это необходимо (или не может спокойно играть), постоянно «болтает» и этим отвлекает других детей, а также без причины их «задевает» (иногда дерется), у ребенка значительно ухудшилось поведение (что находит отражение в появлении соответствующих записей, сделанных учителем в дневнике ребенка) и т.д.
В данной ситуации необходимо уделить более пристальное внимание своему ребенку, не списывать все на плохое воспитание и посоветоваться с классным руководителем ребенка и/или со школьным психологом на предмет возможных причин изменения поведение у Вашего ребенка, в том числе и на предмет возможности развития у него синдрома «гиперактивности с дефицитом внимания» и, соответственно, необходимости прохождения более углубленного обследования в других лечебно-диагностических учреждениях, поскольку данная патология распространена среди детей и составляет 4,0–9,5 % (причем, соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 5 : 1) и является самой распространенной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте (Н.Н. Заваденко, 2005).
С целью информирования родителей о признаках гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (без освещения диагностических критериев, поскольку их должны знать врачи и педагоги, а не родители) приведу основные признаки данного расстройства в различных возрастных группах детей (Н.Н. Заваденко «Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: диагностика и лечение», 2007):
Дошкольный возраст. В возрасте 3–7 лет обычно проявляются гиперактивность и импульсивность. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что нередко заканчивается вспышками сильного раздражения. Во время игр их энергия бьет через край, поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Они неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.
.
Младший школьный возраст. Требования к обучению в школе таковы, что ребенок с ГРДВ не в состоянии их выполнить в полной мере. Поскольку его поведение не соответствует возрастной норме, в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих способностям (общий уровень интеллектуального развития детей с ГРДВ находится в рамках возрастных нормативов). Характерны формирование школьной дезадаптации, нарастание проблем во взаимоотношениях с окружающими и трудностей поведения. Нередко у детей с ГРДВ наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. При этом большинству из них свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и заниженная самооценка. Гиперактивность продолжает оставаться значительно выраженной до 7–9 лет, а затем постепенно ослабевает. Однако признаки импульсивности и особенно нарушения внимания в условиях школьного обучения выступают в особенно яркой форме. Во время уроков детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы, плохо запоминают учебные материалы и не могут правильно применять их, забывают по ходу выполнения условия задания. Навыки чтения и письма у этих детей сформированы хуже, чем у сверстников. Поскольку для проявлений ГРДВ типичны существенные колебания в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения. Все это приводит к постоянным конфликтам, а в школьном коллективе ребенок становится нежеланным и отвергаемым. Сталкиваясь с подобным отношением, дети с ГРДВ часто сознательно выбирают для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ними обычно готовы лишь дети младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.
Подростковый возраст. В подростковом возрасте симптомы ГРДВ продолжают отмечаться не менее чем у 50–80 % детей с ГРДВ. Гиперактивность у подростков значительно уменьшается или исчезает, однако импульсивность и нарушение внимания сохраняются. Для них характерны несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении выполнения поручений и особенно длительной по времени работы, с которыми они по-прежнему не в состоянии справиться без посторонней помощи. Нередко ухудшается успеваемость в школе, одновременно нарастают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, нарушения поведения. Многих подростков с ГРДВ отличают безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности в соблюдении правил поведения, неподчинение общественным нормам и законам, невыполнение требований взрослых — уже не только родителей и педагогов, но и официальных лиц, например представителей школьной администрации или работников милиции. Окружающие по-прежнему характеризуют поведение подростков с ГРДВ как незрелое, не соответствующее возрасту. Будучи подчиняемыми и ведомыми, подростки с ГРДВ склонны к вовлечению в подростковые группировки, совершению правонарушений, употреблению алкоголя и наркотиков.
В заключение еще раз отмечу следующее: всем родителям, столкнувшимся с проблемой наличия у их ребенка гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ), необходимо знать и помнить, что диагностика и лечение данного расстройства у детей требует объединения усилий не только врачей, и психологов, но и родителей. Будьте внимательны к Вашим детям.
Автор: Laesus De Liro (Doctorspb.ru)