Рапространению такой сверх-позитивной легенды о себе в обществе способствуют сами психологи. Действительно, как ты сможешь помочь клиенту и стать для него авторитетом, если скажешь ему, что у тебя самого - масса личных проблем и ты не знаешь, как их разрешить?
Формирование общественного мифа о психологии и психологах связано еще и с тем, что в своей практической работе психолог имеет огромное количество запретов: ‛Нельзя вступать с клиентом в дружеские отношения, следует держать с ним нейтральную дистанцию“, ‛Нельзя проецировать на клиента свои проблемы“, ‛Нельзя интроецировать, иначе проблемы клиента ‛прилипнут“ к тебе самому“, ‛Нельзя объединяться с клиентом по типу: ‛И у меня такие же проблемы!“, ‛Нельзя терять объективность и относиться к клиенту субъективно-личностно“, и много разных других ‛Нельзя...“. Поэтому приходя на консультацию, психолог ‛застегнут“ на все ‛пуговицы“ своей профессиональной позиции, старательно играя профессиональную роль благополучного и успешного человека.
Гордость за свою профессию и чувство причастности к высокоинтеллектуальному, избранному обществу присущи многим психологам. Эти качества помогают практикующему психологу быть профессионально уверенным, ‛выстаивать“ в конфликтной группе, брать для работы ‛трудные случаи“ и вообще нести свое ‛профессиональное знамя“ с высоко поднятой головой.
Но со временем нередко психолог становится неприступными в общении и требующим выдерживать в контакте с ним определенные и строгие ‛каноны“ взаимодействия.
Довольно часто проявление психологического снобизма можно увидеть в ситуациях, когда психолог общается с учителями. Особенно ярко это проявляется, если психолог недавно закончил институт или университет. ‛Надо делать так...“, ‛Вы делаете неправильно...“, ‛Вы не понимаете...“, - эти и другие фразы можно услышать, когда молодой и неопытный психолог учит ‛непросвещенных учителей высокой психологии“. Он не замечает потухших глаз своих слушателей или их иронических улыбок. Он увлечен собой и своей психологией и не может представить, что кроме сугубо психологической стороны учебного процесса реально существует и чисто педагогическая его сторона, в которой учителя - великие мастера и в которой он сам уступает им в знаниях и опыте. Он не допускает также мысли о том, что психология, которая интересна ему самому и которой он хочет посвятить свою жизнь, для других людей может быть совсем не интересна и даже скучна.
Очевидно, что высокомерное общение с учителем или каким-либо другим специалистом - не-психологом с позиции ‛над“ - это не психологическое общение. Это может быть управление, манипулирование, формирование и проч. Психологически ориентированное общение - всегда демократическое общение с позиции ‛наравне“, это всегда диалог, в котором есть место не только психологическому содержанию, но и любому другому содержанию - педагогическому, экономическому или просто человеческому. Это всегда взаимодействие с признанием не только своего достоинства, но и достоинства собеседника. Это, наконец, общение с принятием того факта, что психология может быть не интересна твоему собеседнику и что необходимо приложить специальные усилия к тому, чтобы заинтересовать его своей профессией.
Источник: психолог, психотерапевт о психологии