Как вернуть деньги за дорогостоящую реабилитацию и вред, причиненный некомпетентным медиком?
Рассмотрим советы юристов.
Первой трудностью на этом пути станет несовершенство правовой базы – в Уголовном кодексе РФ такого понятия как «врачебная ошибка» попросту нет.
Согласно статье 1085 Гражданского кодекса России, пациент вправе возместить утраченный доход, понесенные убытки из-за халатности докторов. Если медицинская помощь оказывалась в частной клинике, то ситуация подпадает под закон «О защите прав потребителей» (№2300-1).
Самое сложное для пострадавшего пациента – доказать сам факт ошибки и то, что она повлекла за собой осложнения.
Тут время играет не в пользу клиента, ведь последствия действий некомпетентного медицинского сотрудника могут проявиться не сразу. Кроме того, перед началом лечения или же проведения процедуры пациент подписывает согласие и указывает, что его предупредили о возможных последствиях – так медработники подстраховывают себя.
Тем не менее привлечь к ответственности медработника, который умышленно или нет причинил вред здоровью, можно.
Первый и очень важный совет – сохраняйте результаты всех исследований, справки и листки назначений. Все эти документы могут стать серьезным подспорьем в решении сложного вопроса.
Если вы убеждены, что действия медицинского работника некомпетентны, – отстаивайте свои права.
Порядок действий
Часто пациентам в надежде на урегулирование вопроса советуют обратиться в первую очередь к главному врачу медицинского учреждения с жалобой. Это может оказаться действенным методом. Но прежде, чем поступить так, подстрахуйте себя — сделайте копию своей медицинской карты. Когда у вас на руках уже есть главный документ, ведь именно в амбулаторной карте зафиксированы все осмотры, исследования и назначения, можно действовать дальше.
Напишите официальное обращение на имя главного врача, в котором подробно опишите свои претензии и требования. На рассмотрение такого заявления потребуется не более десяти суток.
Руководство медицинского учреждения может пойти навстречу пациенту, не желая раздувать скандал. Если этого не произошло, то с таким заявлением можно обратиться в управление здравоохранения.
Сделайте четыре экземпляра обращения: один – для руководства учреждения, второй оставьте у себя (на этой копии должно быть отметка о принятии обращения с подписью лица, принявшего заявление, и датой), третий экземпляр подайте на рассмотрение в управление здравоохранения, четвертая копия также останется у вас на руках с отметкой о принятии заявления контролирующей инстанцией.
Это нужно для того, чтобы предпринять необходимые меры, если заявление останется не рассмотренным.
В случае, если вы получали помощь по полису общего или добровольного медицинского страхования, стоит обратиться в страховую фирму, которая выдала вам страховой полис. Если вас не устроило качество оказанной услуги, то компания должна будет встать на защиту ваших прав.
Приложите к заявлению копию амбулаторной карты (или выписку из истории болезни) заверенную нотариусом и копии платежных квитанций.
Заявление должно содержать подробную информацию о дате лечения, поставленном диагнозе, данных врача, состоянии здоровья. Компенсация назначается исходя из документов подтверждающих размер ущерба.
Срок рассмотрения составляет десять суток. В случае несогласия руководства медучреждения с претензией, назначается независимая экспертиза.
После ее решения возможны 2 варианта:
- Выплачивается компенсация. Пострадавший получает копию приказа с указанием суммы. Перевод осуществляется на банковский счет.
- Ситуация заходит в тупик и подлежит судебному рассмотрению. Истцами выступают пострадавший и страховщики. Ответчиками – юристы клиники.
Если вы попробовали мирно уладить вопрос, но у вас ничего не получилось, тогда за восстановлением справедливости стоит обратиться в судебную инстанцию. Для этого нужно правильно составить иск, где будет указано требование о возмещении полученного ущерба.
Судебные тяжбы с медицинскими учреждениями могут длиться месяцами и требуют внушительного пакета документов и проведения медицинских экспертиз.
Запросить эти документы поможет страховая компания. Согласно статье 15 закона РФ №1499-1 «О медицинском страховании граждан РФ», она обязана защищать интересы застрахованного. При вынесении вердикта, судья опирается на заключение экспертизы.
Важной частью подобных дел является требование возмещения морального вреда
Исковое заявление о компенсации морального вреда не облагается государственной пошлиной. Все судебные издержки ложатся на плечи виновной стороны. Иск подается по месту регистрации истца или ответчика. Мировому судье – если требования имущественного характера не превышают 50 000 рублей. В районный суд – в остальных ситуациях.
Для оценки ущерба здоровью пациент проходит обследование в сторонней клинике. Медицинское заключение подается в страховую при назначении размера компенсации.
Вступление судебного решения в законную силу занимает 30 дней. За этот срок ответчик вправе подать апелляцию.
Данный материал предоставлен сервисом страхования профессиональной деятельности врачей и медицинских работников Medic.insure. Если вы подозреваете врача в ошибке, то соберите максимальную доказательную базу. Обратитесь в страховую с просьбой назначить экспертизу. Для успеха важна грамотная юридическая помощь. Не вступайте в открытый конфликт с персоналом клиники. Это может негативно отразиться на результате.