Главный Каталог Статей РФ
85945 авторов, размещено 47073 статей, сейчас на сайте пользователей: 153 Статистика
Аватар disttutor

Взгляд на проблему оценки качества образования

Категория:  Образование  | Автор:  disttutor | Опубликовано: 28.05.2010

В 2005 году стартовал национальный проект «Образование», основной целью которого является повышение качества образования в Российской Федерации.

Каковы же реальные результаты этого проекта?

Повысился ли уровень образования выпускников средних школ?

Готовы ли нынешние выпускники к реальной жизни в обществе?

Оценку качества образования в настоящее время производят по результатам ЕГЭ, хотя сам факт внедрения этой формы аттестации выпускников средних школ всё ещё вызывает бурные дискуссии. На наш взгляд, глубочайшей ошибкой является оценка качества знаний, как таковых, а не умений безукоризненно действовать в новых нестандартных ситуациях, критично мыслить, что просто необходимо современному человеку информационного общества. Кроме того, по результатам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2006, в котором участвовало около 400 тыс. подростков из 57 стран, наша страна оказалась лишь в четвертом десятке. Так что, говорить о качественном образовании здесь не приходится.

В чём же заключается проблема? Попытаемся в данной статье выразить своё мнение.

Российская школа, всё ещё верная старым советским традициям, стремится наполнить головы своих учеников большим объёмом фактологической информации. Формированию же у школьников умения самостоятельно выявлять проблемы, анализировать их, находить оптимальные пути их решения, т.е. применять полученные теоретические знания на практике, российские преподаватели не уделяют должного внимания.

Несмотря на смену парадигмы развития общества и образования в России, учителя всё еще тратят драгоценное учебное время на то что бы научить учеников готовым рецептам решения давно решенных проблем.

Все понимают важность данной проблемы, но сменить ориентиры в своей деятельности, к сожалению не могут.

Любая деятельность, в том числе учебно-познавательная должна быть продуктивной.

Продуктивность - это не только один из параметров оценки качества образования в целом, но и один из ключевых принципов обучения в современной педагогике, на наш взгляд. Под продуктивностью учебно-познавательной деятельности мы понимаем не результат усвоения учеником набора фактов, теорий и правил, а умение и необходимость эти знания применять на практике в своей жизни. Знания же, в нашем понимании, являются не целью обучения, а его средством, т.е. инструментом с помощью которого можно достичь успехов в решении тех или иных лично значимых проблем. Знания - это компонент системы формирования умений и навыков.

Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт. Повар готовит вкусные блюда. Строитель воздвигает здания. Так же и результатом учебно-познавательной деятельности должен является своеобразный продукт, назовём его образовательным. И по качеству этого продукта уже можно судить о результатах деятельности учащегося. Телескоп-рефлектор, сделанный руками ученика - это продукт, красивое платье для выпускного бала - это тоже продукт и т.д. Но что бы эти продукты получить необходимы знания! Вот тут-то они и становятся средством достижения поставленной цели!

Усвоение знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе поиска этих знаний учеником, и их применения к решению поставленной проблемы. Отметим, что это не значит, что ученик приступает к какой-либо деятельности, не имея при этом "ни гроша в кармане". В любом случае к началу деятельности в рамках занятия или курса у ученика имеются ранее сформированные умения и полученные в ходе их приобретения знания. Просто этих знаний не хватает для решения новой проблемы, или же "старые" знания вступают в противоречие с новыми фактами. Так рождается проблема, которая изначально становится лично для ученика значимой, ибо она возникла в его уме.

Отметим так же, что всё сказанное не ново, и перекликается с мнением выдающихся учёных: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Здесь роль учителя уже не сводится к тому, что бы подсказать ученику готовые пути решения проблемы, учитель уже не является источником знаний и последней инстанцией. Учитель должен выполнять роль консультанта и наставника, помогать ученику двигаться в правильном направлении.

Вся сложность заключается в том, что преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями, активизировали свои умственные ресурсы на поиск путей их решения. Проблема должна при этом быть лично значимой для ученика, он не должен думать, что она была искусственно создана преподавателем.

Так учить сложно, подумают некоторые. Сложно, но зато, каким же продуктивным станет труд педагога. Насколько же он будет значимой личностью в глазах ученика!

Конечно, не все начинающие преподаватели смогут смириться с этим фактом, ведь в большинстве своём для них важнее показаться своим ученикам компетентными в своей области знаний, повысить этим свой уровень в глазах подопечных. Некоторые так же с первых уроков пытаются сделать учеников своими друзьями, показаться в глазах учеников добрыми и отзывчивыми. Безусловно, важно быть добрым и отзывчивым учителем, но это вторично. Отметим, что этот подход обречён на неудачу!

Подчеркнём, что мы не против национального проекта "Образование". Просто, что-то менять в устройстве общества нужно начинать не только "сверху", но и "снизу".


Автор - Кузьмин Владимир Александрович Источник - Дистанционный репетитор  
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар KateZh
Как научиться быстро считать проценты Когда в магазине продавец говорит вам, что на понравившуюся вам вещь действует скидка 20%, что вы делаете? Вы пытаетесь подсчитать сумму скидки самостоятельно или ждете пока вам ее огласят? А как в ба...
Категория: Образование | Автор: KateZh | Добавлено: 25.03.2014
Аватар Nikiforoff
Чем привлекают родителей частные школы Чем привлекают родителей частные школы?...
Категория: Образование | Автор: Nikiforoff | Добавлено: 30.08.2021
Аватар frol7575
Краткая история создания телевизора С незапамятных времён человек мечтал видеть на огромные расстояния. Слагались об этом легенды и сказки, все, наверное, помнят сказки о волшебных зеркалах, о тарелочках с яблочками и тому подобное. Но ...
Категория: Образование | Автор: frol7575 | Добавлено: 19.05.2009
Аватар GodKnows
Методы быстрого устного счёта Быстрый счёт в уме и методы устных вычислений, а также совершенствование навыков счёта....
Категория: Образование | Автор: GodKnows | Добавлено: 22.10.2009
Аватар medved-97
Рейтинг профессий в России Выбор профессии очень ответственный и серьезный шаг. Очень важно не ошибиться и сделать правильный выбор, ведь род деятельности будет формировать человека всю его жизнь, раскрывать определенные качест...
Категория: Образование | Автор: medved-97 | Добавлено: 17.07.2016
Лучшие авторы
Аватар alshark
Копирайтер со стажем работы около трех лет. В прош...

Читать

Аватар Somersett
Агентство визуальных коммуникаций Somersett предла...

Читать

Аватар promoter
Студент :)

Читать

Аватар clowdia
Все виды текстов на заказ.

Читать

Аватар proster
Зинченко Евгений Андреевич http://prosting.c...

Читать

Свежие комментарии
Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

https://ura-news.turbopages.org/turbo/ura.news/s/news/1052688335

Читать

Напишите нам