Укрощение диплома
Подходит к концу процесс обучения и перед вами встает необходимость готовить выпускную квалификационную работу. Пока мы учимся, каждый преподаватель своим долгом считает напугать нас приближением конца света, то бишь, дипломом. И, вот, приходит этот час – сердечко дрожит от смутного волнения. Диплом. Диплом! Как много в этом слове! Делая круглые глаза, вы спрашиваете себя и окружающих: «А как его писать?» Лезут в голову крамольные мысли: «Не смогу. Не умею. Легче просто купить диплом». Многим известна такая ситуация. Но зверь по имени «Диплом» на самом деле не так уж и страшен. Да, он требует внимания к себе, но если с ним подружиться и узнать как следует, диплом покорится вам. Давайте же с ним познакомимся. Диплом – работа, в большинстве случаев состоящая из трех разделов, не считая введения, заключения и списка литературы. Если существует возможность выбора темы диплома, ориентируйтесь на наличие материала для реализации вашего выбора. Если материала мало, выбирайте тему, связанную с общим описанием исследуемого предмета. Для предметов «финансы», «менеджмент» и даже «бухгалтерский учет» это может быть, например: «Анализ финансового состояния предприятия». В данном случае форм № 1 и № 2 бухгалтерского баланса, даже если вы никогда не слышали про ваш потенциальный объект исследования, будет достаточно для написания квалификационной работы. Для того, чтобы написать работу при минимуме данных, подключите свое воображение. Возьмите данные отчетности и изучите объем выручки от реализации. Определитесь со специализацией предприятия. Это даст возможность задать параметры его величины. А теперь представьте внешний и внутренний облик предприятия, каким бы вы хотели его видеть. Продумайте, сколько персонала и какой специализации было бы необходимо для ведения подобной деятельности. Данные, связанные со специализацией и цеховым делением можно найти в периодической литературе и в интернете. Теперь у вас есть свое предприятие с легендой.
Будьте уверены – в ВУЗах никто и никогда не будет проверять действительность представленных данных. Известно ли вам, что на Западе распространена практика написания квалификационных работ, основанная на создании студентом либо бизнес-плана предприятия, либо модели предприятия в процессе его деятельности с заданием произвольных стартовых параметров. Итак, с темой вы определились, общие сведения об объекте исследования в наличии. Давайте приступим к написанию диплома.
Введение условно можно разделить на две части. Первая часть обычно содержит сведения исторического характера, можете начать с каких-либо отвлеченных вещей. Например: «В мире сейчас наблюдается отсутствие стабильности в макроэкономической сфере. Экономики многих стран проходят испытание на прочность». И здесь идет переход в более узкую плоскость: «Несмотря на это, субъекты хозяйствования продолжают свою деятельность в различных сферах экономики». Сужаем плоскость: «Деятельность предприятий сферы обслуживания, несомненно, зависит от глобальных факторов, но, тем не менее, его существование в большой степени относится и к микроэкономическим факторам. Для оценки последствий влияния всей совокупности факторов и служит комплексная оценка финансового состояния предприятия». Вот, в принципе, краткое изложение перехода в первой части введения от глобальных, к более конкретным темам. Вторая часть обычно начинается стандартной фразой: «Целью написания выпускной квалификационной работы является комплексная оценка финансового состояния предприятия. В частности, будут исследованы причины текущего положения предприятия и последствия продолжения текущих тенденций». В конце обязательно необходимо вставить следующую фразу: « Я уверен, что выполнение данной работы, несомненно, улучшит мои знания в исследуемой области и будет полезным в дальнейшей трудовой деятельности».
Первая глава квалификационной работы являет собой теоретическую часть. В ней обычно содержатся либо теоретические материалы по изучаемому вопросу, либо обзор литературы. Изложение теоретического материала сводится к переносу сведений из учебников. Однако, следует помнить, материал нужно редактировать. В учебной литературе слишком много рассуждений, повторений, различных примеров. Часто книги разных авторов как две капли воды похожи по содержанию друг на друга. Оставляйте только самое необходимое: определение, описание функций, различные подразделения. Определения и описания должны быть как можно более кратким, передающими суть явления. Все надстройки безжалостно убираются. Никогда не применяйте в работе примеров, приведенных в учебной литературе. Они не относятся к вашей работе. Данные могут быть уже устаревшими и не отражающими текущей ситуации. В результате редактирования информации, полученной даже из одного источника, получается оригинальный текст, своеобразный продукт рерайтинга. Если теоретическая часть представляет собой обзор литературы, то процесс создания данной главы сводится к сбору статей отраслевых журналов, периодики, электронных СМИ и распределению их по принципу: от общего к частному – излагается общая ситуация в отрасли, ее проблемы и перспективы развития, затем идет переход к описанию методик оценки эффективности деятельности предприятий рассматриваемого сектора экономики, освещению проблем и перспектив развития. Обычно после каждой статьи излагается мнение студента, выраженное в согласии или несогласии студента с позицией автора. Свое мнение вы можете изложить и после размещения в работегруппы статей, в которых рассматриваются отрицательные и положительные стороны одного явления. Данные статьи должны быть связаны переходными фразами, например: «Автор N (не) согласен с автором Р в данном вопросе». По окончании изложения никаких общих выводов не делается.
Вторая часть работы представляет собой комплексный анализ деятельности предприятия. В начале данного раздела обычно отражаются общие сведения о предприятии: численность работников, состав руководства, специализация, данные об инфраструктуре, основные экономические показатели деятельности, под коими обычно понимается прибыль и рентабельность в различных вариациях. С этого момента начинается процесс экономического анализа: ведется расчет экономических показателей контрольных точек периодов, проводится оценка динамики изменений. В середине второй части проводится анализ финансового состояния предприятия, затрагивающий все виды имущества, обязательств и результаты деятельности. Здесь анализируются внеоборотные активы, оборотные активы, собственные средства, заемные средства, финансовая устойчивость и платежеспособность. В сущности – это стандартный набор. Формулы для расчета можно найти в любом нормальном учебнике. Оценивается динамика изменения показателей в периоде. Расчеты либо раскрываются в тексте, либо вносятся готовые значения в расчетные таблицы. Затем изменение показателей необходимо отобразить на графике. Не нужно бояться оформления таблиц и графиков. Для удобства работы оформляйте таблицы в отдельном файле Excel, там же вы можете на основании табличных данных строить график. Таблицы и графики с легкостью переносятся и редактируются в файле Word. В выводах, следующих за вычислениями, должна быть указана причина изменения динамики; величина изменения динамики по отношению к базовому и к предыдущему периоду в абсолютных и относительных показателях, то есть, в натуральных либо стоимостных единицах и процентах; возможные последствия продолжения наметившейся тенденции и действия по ее улучшению. Обычно причинами резкого изменения динамики является позитивное (например, резкое увеличение продаж) либо негативное (например, стихийное бедствие для сельскохозяйственных предприятий) событие. При негативной динамике результат часто выражается в увеличении доли заемных средств, в связи с увеличением использования как бесплатной кредиторской задолженности, так и платных кредитов и займов. Как следствие – повышается финансовая зависимость предприятия от внешней среды. Рекомендациями в данном случае могут быть уменьшение товарных запасов, ускорение оборачиваемости оборотных фондов, изменение структуры заемных источников в пользу долгосрочной ее части и т.д. В конце второй части проводится подробный анализ по теме квалификационной работы. Методика изложения расчетной и резюмирующей части идентична. В самом конце раздела дается общий вывод, в котором отражаются самые главные положения заключений по каждой группе показателей.
Третья часть является творческой. В ней необходимо предложить мероприятия по улучшению объекта исследования, согласно выбранной теме работы. В начале данного раздела даются теоретические выкладки способов улучшения. Источником для них могут быть учебные пособия, отраслевые журналы, материалы электронных СМИ. Материал редактируется, надстройки убираются. Остается только самая суть. В последующих главах рассматриваются мероприятия по улучшению применительно к рассматриваемому предприятию. Обычно здесь требуется указать экономический эффект от данных мероприятий. И тут вы снова обращаетесь к своему воображению - моделируете текущую ситуацию. Например, необходимо рассчитать эффект от мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств в кафе или ресторане. Берем информацию (или рассчитываем на основании норматива 1,5 – 2 квадратных метра на человека) о фактическом количестве посадочных мест. Считаем, какое количество оборотных средств относится на одно посадочное место в год. Задаем параметр, например, добавление десяти посадочных мест и считаем эффект, выражающийся в ускорении оборачиваемости оборотных средств, увеличении объема выручки, прибыли и изменении структуры источников финансирования деятельности предприятия, при условии направления дополнительно полученной выручки в оборот. В конце дается краткий вывод по данному разделу. Он представляет собой ужатую до двух листов третью часть. По мимо стандартных разделов при выполнении работы по специализации «бухгалтерский учет» должна быть часть под названием «Организация бухгалтерского учета на предприятии». В ней излагается учетная политика предприятия, которая отражена в положении по учетной политике исследуемого предприятия. Если ее нет, не беда. Возьмите учетную политику любого предприятия, которую сможете найти, в том числе и в интернете. Проверьте, чтобы она в большинстве своем отвечала параметрам анализируемого предприятия. Удалите все ссылки на источник, отредактируйте ее, изменив формулировку предложений, местоположение слов, где это возможно. Помимо учетной политики в рассматриваемом разделе освещается штатное расписание отдела бухгалтерии, функциональные обязанности работников данного отдела, права и обязанности главного бухгалтера. Процедура получения необходимой информации идентична рассмотренной выше. Далее освещаются счета бухгалтерского учета, бухгалтерские операции, связанные с ними. Информация по данному вопросу доступна в любом учебнике по бухгалтерскому учету. В некоторых ВУЗах, в основном сельскохозяйственных, добавляется пятый раздел, причем довольно экзотический для экономического направления – «Безопасность жизнедеятельности и экология». Он подразделяется, соответственно, на «Безопасность жизнедеятельности» и «Экологию». Наполнение содержанием вопроса «Безопасность жизнедеятельности» происходит за счет теории, взятой из учебной литературы, и неких общих фраз об организации техники безопасности на исследуемом предприятии. Необходимо обязательно произвести расчет показателей частоты и тяжести травматизма, а также - экономического ущерба, возникшего в результате нетрудоспособности работников. Вопрос «Экология» также представляет сплав теории и практики, относящейся непосредственно к освещаемому объекту. Расчетов здесь, в принципе, делать никаких не нужно. После окончания основной части следует раздел «Выводы и предложения». Здесь вы компонуете выводы по всем имеющимся разделам и предлагаете какие-либо мероприятия по улучшению деятельности предприятия, в случае, если вывод третьего раздела не обеспечивает весь спектр ваших предложений. При оформлении работы необходимо строго придерживаться требований методического пособия по написанию дипломного проекта. На самом деле это не трудно, так как там все четко расписано. Начинайте приучать себя к правильному оформлению с самого начала выполнения работы, тогда ее концу для вас проблема оформления стоять не будет. Хотелось бы обратить внимание на применение в написании работы твердых утверждений, выраженных словами: несомненно, однозначно, именно и т.д. Данные слова позволяют передать читателю, в нашем случае – преподавателю, уверенность в правоте вашей оценки, постепенно заставляя его невольно отказываться от критичного взгляда и быть более пристрастным в вашу пользу. Выводы и суждения при написании диплома обязательно должны производиться в обезличенной форме, например: можно сделать вывод; оценивая …видно, что; становится очевидно (ясно, понятно) и т.п. Наша жизнь постоянно меняется, и мы к ней постоянно приспосабливаемся. С дипломом же все проще. Помните, что, несмотря на разнообразие тем, работы выполняются в основном по одному шаблону.
Выводы в большинстве случаев предсказуемы и стандартны. Правила выполнения меняются довольно редко. Поэтому, подружившись «Дипломом», вы быстро его приручите. При защите диплома тот, кто его готовит от А до Я - обычно не имеет проблем, потому что ему не надо ничего зубрить. Написав дипломную работу, вы словно приобретаете навык в работе на предприятии, становитесь его хозяином, который знает все подводные камни, и как можно их обойти.
www.edication.ucoz.ru