Главный Каталог Статей РФ
85988 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 60 Статистика
Аватар Tatiana Rodionova

Технология подготовки учащихся к ЕГЭ

Категория:  Образование  | Автор:  Tatiana Rodionova | Опубликовано: 17.12.2012

Т.Н. Родионова,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей категории ГОУСОШ № 603


В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.

Важным показателем качества знаний, умений и навыков учащихся стал экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ.

Экзаменационная работа, по замыслу авторов-разработчиков, предназначена для наиболее объективной оценки состояния подготовки учащихся с целью их аттестации за курс средней школы и отбора наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузах.

Авторами-разработчиками контрольно-измерительных материалов учтены требования, зафиксированные в нормативных документах. Задания соответствуют образовательным школьным программам, однако отличаются характером предлагаемого материала и видом деятельности учащихся, осуществляемой при их выполнении. 

Подготовка к ЕГЭ начинается с обучения в начальной школе. С первого класса необходимо уделять особое внимание отработке почерка. Во втором классе учащиеся знакомятся с первыми орфограммами. Учителю следует обучать учеников не только видеть орфограмму, но и пояснять её. В начальной школе необходимо также вырабатывать умения находить в предложенном для анализе тексте ключевые слова, главную мысль и точку зрения автора и т. д. В средней школе учащиеся должны быть ознакомлены с технологией составления и написания теста. Для решения этой задачи полезно использовать задания на составление самими учащимися тестов по изученным темам.

Безусловно, каждый выявит в процессе работы свои подходы к подготовке учащихся к экзамену с учётом специфики предмета, но, бесспорно, остаются общие требования к работе любого учителя:

1. Научить ученика говорить. Возникает необходимость в обогащении словарного запаса учащихся, в развитии умения пользоваться научной терминологией.

2. Формировать умение работать с учебной литературой и с дополнительными источниками информации.

3. Развивать умственную самостоятельность учащихся: объяснить свою позицию, научно обосновывать то или иное явление, высказать своё аргументированное мнение по тому или иному вопросу, проявлять критичность.

В КИМах выделяется (по сложности) три уровня заданий.

Обучая учащихся умению выполнять задания, рекомендую обязательно ориентироваться на выполнение заданий всех трех блоков, несмотря на то, что для положительной оценки достаточно безошибочно выполнить задания блоков «А», «В», но от возможной ошибки в них никто не застрахован, поэтому даже 2-3 балла, полученные при выполнении заданий блока «С» могут помочь ученику избежать удовлетворительной оценки.

Методически сложным является научить учащихся действовать «методом от противного», то есть первоначально определить абсолютно неверные варианты и, исключив их, проанализировать оставшиеся. Выход из положения - метод упражнений. Практика доказывает его эффективность.

Опыт работы убеждает в том, что занятия по подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо проводить дифференцировано в зависимости от степени обученности каждого ученика. Для этого класс необходимо разделить, как минимум, на три группы, занятия планируются отдельно для каждой группы. Подготовка к написанию эссе, наоборот, должна проводиться с целым классом одновременно, так как слабо подготовленные учащиеся получают возможность ориентироваться на хорошие образцы и учиться у одноклассников логично, точно, правильно и образно высказывать свои мысли, а, главное, аргументировать свою точку зрения. Даже слабо успевающих учащихся возможно обучить выполнению заданий блока «С».

Актуальным является использование на уроках новых, отвечающих запросам современного общества технологий, в числе которых информационные, направленные на совершенствование контроля и управления качеством образования.

Компьютерное исследование оценки качества знаний позволяет получить возможность независимой объективной информации об учебных достижениях учащихся, оперирования реальными показателями. Большим подспорьем в решении этого вопроса является школьный информационный центр, имеющий разнообразный материал по курсу любых дисциплин. Использование многоуровневых обучающих программ позволяет учителю проследить динамику образовательных достижений учащихся: формирование информационных умений и информационной культуры, развитие операционного мышления, направленность учащихся на выбор оптимальных решений, умение грамотно пользоваться разнообразными источниками информации, правильно организовать процесс сбора и переработки информации. Информационная компетентность может быть сформирована при естественном, осмысленном включении компьютерных технологий в весь образовательный процесс, причём не только на уроках, но и на элективных занятиях.

На занятиях я часто пользуюсь возможностями школьного информационного центра. Любой ученик имеет возможность в удобное для него время повторить или познакомиться с материалом, изученным на элективном курсе по подготовке к ЕГЭ. С этой целью мною разработана специальная программа элективного курса «ЕГЭ - успешно и без волнений». Постоянно пополняющаяся база элективного курса, включает в себя чёткие указания выпускникам по выполнению заданий аттестационной работы, справочные материалы для подготовки к ней. Но использование тренажёров и контрольно-оценочных программ имеет ряд негативных последствий:

- тренажёры заставляют ученика действовать в условиях временного дефи¬цита, что препятствует осмыслению действий и создаёт стрессовую ситуацию;

- контрольно-оценочные программы интерпретируют только результаты действий, а не сам процесс решения. Полученная с их помощью информация абсолютно не помогает учащемуся в освоении учебного содержания и форм работы.

Обратная связь необходима, полагаться только на информационные носители нельзя, использование компьютерных технологий должно быть продуманным, дозированным и оправданным.

Безусловно, добиться высокого показателя уровня знаний, умений и навыков учащихся возможно лишь при условии координированной работы всех учителей школы.

Опыт, полученный при подготовке учащихся к ЕГЭ, помог выявить некоторые проблемы учащихся при работе с текстом:

• Недостаточное понимание учащимися содержания текста, выделение основной мысли, нахождение ключевых слов.

• Неверное толкование слов, незнание их лексического значения.

• Неумение распознать авторскую позицию, освещенную в тексте.

• Неумение корректно высказать собственную позицию по проблеме, поднятой автором, неумение рассуждать.

• Сложности вызывает и оформление работы. Истоки - в неумении слушать, точно выполнять указания.

Истоки подобных проблем, как нам представляется, кроются в недостаточной самостоятельной деятельности учащихся на уроке при работе с первоисточником и дополнительной литературой. Наши ученики пассивны, не всегда самостоятельны, с каждым годом всё чаще наблюдается снижение уровня мотивации к обучению.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку позволяет говорить о том, что наличие элективного курса, определенная технология подготовки учащихся к аттестации, возможности школьного информационного центра помогают преодолевать трудности и добиваться положительных результатов: средний балл ЕГЭ по русскому языку в школе в пределах 3,6—3,8 баллов.


Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар KateZh
Как научиться быстро считать проценты Когда в магазине продавец говорит вам, что на понравившуюся вам вещь действует скидка 20%, что вы делаете? Вы пытаетесь подсчитать сумму скидки самостоятельно или ждете пока вам ее огласят? А как в ба...
Категория: Образование | Автор: KateZh | Добавлено: 25.03.2014
Аватар Nikiforoff
Чем привлекают родителей частные школы Чем привлекают родителей частные школы?...
Категория: Образование | Автор: Nikiforoff | Добавлено: 30.08.2021
Аватар frol7575
Краткая история создания телевизора С незапамятных времён человек мечтал видеть на огромные расстояния. Слагались об этом легенды и сказки, все, наверное, помнят сказки о волшебных зеркалах, о тарелочках с яблочками и тому подобное. Но ...
Категория: Образование | Автор: frol7575 | Добавлено: 19.05.2009
Аватар GodKnows
Методы быстрого устного счёта Быстрый счёт в уме и методы устных вычислений, а также совершенствование навыков счёта....
Категория: Образование | Автор: GodKnows | Добавлено: 22.10.2009
Аватар medved-97
Рейтинг профессий в России Выбор профессии очень ответственный и серьезный шаг. Очень важно не ошибиться и сделать правильный выбор, ведь род деятельности будет формировать человека всю его жизнь, раскрывать определенные качест...
Категория: Образование | Автор: medved-97 | Добавлено: 17.07.2016
Лучшие авторы
Аватар DoctorNout.ru
Ремонт ноутбуков любых моделей и марок doctornout.ru

Читать

Аватар vdovseva
Закончила ГИТИС, факультет театроведения, автор ст...

Читать

Аватар vileshcka
http://24italy.ru

Читать

Аватар Сергей Носов
Юридическая фирма, имеющая ряд публикация, в том ч...

Читать

Аватар missia-life
Улучшательница жизни.Выбор есть всегда...

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам