С чего начинать работу над кандидатской диссертацией
Всем известно, что диссертация должна давать научную информацию в наиболее полном виде, обязательно раскрывая результаты и ход изыскания и детально описывая методику и ход исследования. Полнота научной информации должна находить свое отражение в том, чтобы приводить наиболее детализированный фактический материал, включающий подробные обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы и т.п.
В целом перед началом собственно самой работы над диссертацией, мы рекомендуем разработать своего рода логическую схему процесса работы. Сама эта схема состоит из следующих частей:
1) обоснование актуальности выбранной темы;
2) постановка цели и конкретных задач исследования;
3) определение объекта и предмета исследования;
4) выбор методов (методики) проведения исследования;
5) описание процесса исследования;
6) обсуждение результатов исследования;
7) формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Данная логическая схема, как можно заметить, является не только описанием хода исследования, но и своего рода каркасом автореферата (который, по нашему мнению, пишется, конечно же, в конце работы). По сути отвечая на представленные 7 пунктов мы и получим готовый автореферат.
Перейдем теперь к подробному рассмотрению каждого из пунктов в отдельности.
Самый первый этап любого исследования, будь то диплом или кандидатская диссертацаия – это обоснование актуальности выбранной темы. Освещение актуальности не должно быть слишком многословным. Также не стоит заводить разговор издалека. Достаточно в пределах 1 страницы выделить главное – суть вынесенной в заглавие проблемы, из нее уже и будет видна актуальность темы.
Для тех. у кого возникают проблемы с написанием актуальности диссертационного исследования, внесем пояснения.
Любая диссертация актуальна, поскольку в ней поднимается какая-либо новая (плохо или малоизученная) проблема. Сама же проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое – еще не приняло развитой формы. Получается, что проблема в науке –это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Вот именно на это противоречие и стоит обратить внимание, работая над написанием актуальности. Упомянутая ситуация чаще всего возникает в свете открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Таким образом, если соискатель смог показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно и сформулировать ее суть, что и является искомой актуальностью исследования.
Известно, что соискатели часто избегают брать узкие темы. Это, на наш взгляд, неправильно. Дело в том, что работы посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. На подобные темы написаны тонны литературы и даже беглый просмотр ее займет уйму времени. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать-то не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше не подозревал.
Собственно, если мы определились с актуальностью диссертации, то логичным будет переход к формулировке цели предпринимаемого исследования. Вместе с целью необходимо будет составить и список задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить то-то и то-то, описать, установить, выяснить, вывести формулу, проанализировать, доказать и т.п.).
Формулировки задач следует очень тщательно прорабатывать, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертации (с данной логикой составления работы вы наверняка сталкивались, когда писали свой диплом). Составление задач особенно важно, потому что заголовки и подзаголовки глав диссертации рождаются именно из них.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект –это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – всегда находится в границах объекта. Как вы помните, объект и предмет исследования как категории научного процесса всегда согласуются между собой как общее и частное. Именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным этапом работы является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования – основная часть диссертации, в которой освещается методика и техника исследования с использованием законов логики.
Немаловажный этап научного исследования –это обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.
Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.
Таким образом, имя всегда под рукой логическую схему, составленную вначале, работа над диссертацией, полагаем, пройдет более гладко.
Автор: Арпанова Дарья Источник: http://easyschool.ru/publications/22/22/