Рефлексия в начальной школе
Рефлексия является одним из основных средств, способствующих эффективному общению. Более того, рефлексию считают ключевым моментом развития личности.
Психологами выделяется два типа рефлексии (по предмету, на который они направлены).
1.Рефлексия как техника осмысления процесса, способов, результатов мыслительной работы и практических действий.
Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется уверенность в себе, желание видеть себя как бы «со стороны». Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретных ситуациях, нахождению способов их преодоления.
2.Рефлексия состояний.
Она направлена на осознание своих переживаний и состояния в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражения, напряжения, удовлетворения. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать его. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособность.
Важнейшая задача педагога – укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Специально подобранные упражнения помогут вселить в детей надежду.
Дети так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что - нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. На рефлексивных кругах дети учатся принимать решение - самостоятельно или в группе.
Боясь испортить отношения со взрослыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду других, не выражают свою точку зрения. Развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим можно на рефлексивных кругах.
Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого, говорить перед другими, командовать, подчиняться, сотрудничать.