Реальные проблемы в системе образования(II)
Категория: Образование
| Автор: Крутова
| Опубликовано: 25.12.2009
I. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. Сама же логика учебного процесса – один из принципиальных вопросов теории обучения. Логика учебного процесса – это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала[1]. В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумывания организовать, какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития учащихся.
Итак, педагогика и психология – это крепко переплетенные между собой дисциплины, как физика не может существовать без математики, как литература не существует без знания русского языка. Прежде чем начинают изучать физику, закладываются основы математики. Следовательно, прежде чем начинать учебный процесс, начинать нужно с психологии.
Педагог не имеет права работать с классом, пока он не изучил:
1. Медицинскую карту каждого ребенка совместно с медицинским работником, который должен подробно объяснить какие болезни есть у ребенка и как они будут влиять на процесс усвоения материала. Кроме этого медицинский работник должен дать характеристики симптомов болезней и меры, которые должен принять учитель в случае их выявления. По существу такую работу должен провести классный руководитель, который и должен проинструктировать учителя. Но если это не сделано, то педагог должен сам об этом побеспокоиться в обязательном порядке.
2. Психологическую карту каждого ребенка, составленную психологом совместно с классным руководителем. Опять же, если подобная карта не составлена, педагог должен потребовать или сделать ее сам. В карте должны быть указаны: объем памяти, каналы восприятия, концентрация внимания и т.д., т.е. все, что необходимо для ведения оптимально эффективного учебного процесса.
3. Семью будущего ученика. Я долго думала, включать ли этот пункт, как один из основных, в предварительную работу учителя. Генетические связи в чем-то у нас учитываются, а в чем-то нет. Когда речь идет о гипертонии, врач всегда спросит о том, у кого из родственников была такая болезнь. Да и не только гипертония, существует целый перечень генетических болезней. Тогда возникает справедливый вопрос: « Если генетически передаются болезни, разве все остальное не передается генетически?» Тогда почему учитель не задает вопросы типа: «Как учился папа, мама, дедушка и т.д.?», «Как протекал период с 11 до 15 лет?». Такие связи отслеживаются очень слабо, систематики не существует.
4. Вся информация собирается в единое целое и анализируется.
Только после этого учитель может приступать к определению уровня знаний учеников, обычно педагоги начинают с этого пункта, упуская все, что написано выше.
II. Роль восприятия в логике учебного процесса.
В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика, закономерная для обучения в начальных классах, и фактически не используется при организации обучения подростков и старших школьников. При этом почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные понятия и принципы, благодаря которым становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это не противоречит принципиальной схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний. [1]
Созерцание следует рассматривать в широком гносеологическом смысле как чувственное проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств. В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Таким образом, мыслящие люди формируют свою картину мира, преимущественно полагаясь на:
- зрительные образы (визуальный тип восприятия);
- звуковые образы (аудиальный тип);
- совокупность кинестетических ощущений (кинестетический тип).
При контакте с тем или иным человеком нужно знать, каким именно способом он предпочитает воспринимать мир. Это позволяет нам, во-первых, изложить ему какую-либо информацию в наиболее подходящей форме, и, наконец, правильно выбрать способ воздействия на него.[2]
Слово воздействие всегда вызывает неправильную реакцию со стороны разнообразной публики. Такая реакция вызвана в основном незнанием этого понятия, чем знанием. Мы забываем о широком круге профессионалов, для которых психологическое воздействие является ключевым элементом их профессиональных технологий. И к этой категории относятся и учителя. Учителя, врачи, специалисты в системах, реализующих противоборство во имя высоких целей.
А вообще, с воздействием или внушением мы сталкиваемся практически ежедневно на протяжении всей жизни: само наше воспитание больше построено на внушении, нежели на убеждении, как, впрочем, пропаганда и агитация, не зависимо от их приверженностей и направленности. Но интересно и другое. Общаясь с людьми, к некоторым проникаешься особой симпатией, почему-то с легкостью веришь им, охотно следуешь их советам и рекомендациям, хотя очень часто эти люди не достойны такого доверия. Но все равно продолжаешь верить, даже вопреки фактам. Почему бы так? Ответ один: эти люди обладают даром внушения и – осознанно или нет – используют его в общении.[3]
Но мы отвлеклись. Продолжим. Остановимся более подробно на каналах восприятия.
Канал восприятия заложен в нас с рождения и в отличии от других характеристик человека, основной канал не меняется всю жизнь, он может только быть дополнен развитием других каналов восприятия. Но в критических ситуациях и при принятии решений будет срабатывать именно основной канал.
Исследования показали, что сейчас 70% людей относится к визуальному типу восприятия, оставшиеся 30%, приблизительно поровну, делятся на аудиальный и кинестетический типы.
Для определения типа восприятия можно воспользоваться стандартными тестами, но я попробую охарактеризовать каждый тип, исходя из более простых представлений, которые можно применять на школьниках. И постараюсь обосновать, как можно это использовать на практике.
Дети визуального типа: зачастую говорят быстро, взахлеб; болтливы; очень подвижны, активны по жизни; страдают вещизмом; любят разнообразие ярких цветов, как в одежде так и во всем остальном (на блестящее реагируют как вороны – колечки, всякие безделушки); материальная сторона вопросов у них на первых позициях, т.е. если этот ребенок не будет видеть для себя выгоды в каком-то вопросе или работе, он ничего делать не будет. Любят внимание, нуждаются в публике. Классным руководителям на заметку: при работе с такими детьми, все способы поощрения и наказания должны переводиться в материальные ценности (проще всего что-то купить или не купить). Некоторые математики почувствовали это интуитивно и очень часто при простейших темах либо переводят все в денежный эквивалент, либо приносят деньги (реальные или нарисованные) и на них объясняют и закрепляют материал. Работает безотказно.Кричать на таких детей бесполезно, вести душещипательные беседы тоже, они глухи. Поэтому, если учитель на уроке предпочитает говорить, считайте, что 70% детей материал не усвоят. Этому типу детей лучше даются гуманитарные науки. И именно они составляют ту середину учеников, которые учатся на «4 – 3».
Дети аудиального типа: предпочитают отчетливо выговаривать слова, при этом как бы вслушиваясь в их звучание; безразлично относятся к одежде; материальная сторона их интересует мало; для таких детей знание превыше всего; очень часто уходят в себя, размышляя над вечными ценностями; им легко дается обучение; они склонны к математическим дисциплинам; именно они составляют тот маленький процент отличников или входят в состав хорошистов. Такие дети не переносят повышенного тона, поэтому если вы хотите их наказать, достаточно изменить тон голоса на более строгий. Только эти дети слышат лекционный материал, и только они реагируют на замечания педагогов. Кроме этого в большинстве своем они ранимы и плохо адаптированы.
Дети кинестетического типа: говорят монотонно и медленно; речь бедна модуляциями и оттенками; смотрят в глаза только тем, кому доверяют; прикасаясь к вещам, ощупывают все швы и материал; не переносят колючей одежды; с точки зрения обучения считаются плохо обучаемыми, это те самые двоечники и слабые троечники; при грамотном профессиональном подходе усваивают только биологию, физику, химию, т.е. те предметы, которые можно ощущать. Наказать таких детей очень сложно, но способы существуют. Например, попросить прочитать толстую книгу, желательно чтение осуществлять в вашем присутствии.
Эти характеристики можно дополнить, исходя из собственного опыта. А подтверждением связи каналов восприятия с логикой учебного процесса является следующее: откройте любой журнал и посмотрите, сколько в классе хорошистов, отличников и троечников и вы увидите то же самое соотношение 70% - «4 – 3», 30% - делится между отличниками и очень слабыми учениками.
Итак, при организации восприятия как целенаправленной деятельности, т.е. наблюдения, необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы пояснений, т.е. дополнительной информации. Это значит, что каждое ключевое понятие необходимо объяснять, используя все три канала восприятия: говорить, показывать и давать трогать. К сожалению, подобная передача информации осуществляется систематически (я хочу еще раз повторить систематически, а не от случая к случаю) только в начальной школе, отсюда и высокий процент усвоения материала, и крепкие устойчивые знания. Что бы было более понятно, приведу пример: ребенок в первом классе учится складывать числа, при этом педагог использует: устное объяснение (аудиальный канал) с обязательным показом на доске с помощью карточек, магнитов, плакатов и т.д. (визуальный канал). И одновременно с работой ребенка на кассе цифр (кинестетический канал). Учитель приходит на следующий урок и делает тоже самое, при этом повторяя, усложняя и внося разнообразие в тот же материал, но при этом суть остается та же, работают все три канала восприятия.
А теперь, давайте сопоставим работу учителя в среднем и старшем звене, выполняют ли они подобные действия? И не нужно говорить, что дети повзрослели, поэтому нужны другие методы работы. Самым ярким доказательством не эффективности этих методов является не только разница в оценках начального и среднего звена, а явное не знание стратегических тем людьми нашей страны. Например, действие с дробями (проходят в 5-6 классах), устный счет и т.д. Я думаю доказательства не нужны.
Да, очень часто последнее время говорят о том, что зачем это знать, есть калькулятор или что-то другое. Сколько людей, столько и мнений. Пусть каждый для себя определится, нужны ли человеку и его детям элементарные знания. А если не нужны, то тогда что нас отличает от животных?
Список литературы:
1.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
2. Шлахтер В.В., Хольнов С.Ю. Искусство доминировать. – Спб.: «Респекс», «Диля», 2003.
3. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. – М.: ДатаСтром, 1992.