Развивающие грибочки для детей
Сегодня понятие «развивающие игры» стало очень популярным. Если 10 лет назад игры Никитина, кубики Зайцева, карточки Домана родители-энтузиасты делали вручную, то теперь житель любого населенного пункта России может приобрести их через многочисленные Интернет-магазины.
Покупая игрушку, родители возлагают на нее определенные надежды. Случается, что эти ожидания не оправдываются. Игра захватывает внимание ребенка в первые 5 минут, затем разбирается на отдельные детали, половина из которых теряется, а вторая становится частью домашнего беспорядка. Взрослые расстроены, и появившееся разочарование начинает проецироваться на развивающие игры в целом.
Развития ситуации по такому сценарию легко избежать. Помочь родителям сделать игру не только интересной, но и полезной может понимание того, что развивающая игра — это эффективный инструмент развития ребенка. И научиться использовать этот инструмент необходимо, в первую очередь, взрослым. Иными словами, методические рекомендации не менее важны, нежели сама игра. Они призваны помочь родителям полностью раскрыть развивающий потенциал игры, ее способность формировать у малыша одновременно несколько навыков и умений на протяжении длительного периода времени.
Рассмотрим, как можно задействовать развивающий потенциал игры на примере дидактического пособия «Грибочки на полянке» производства ООО «Умные игры», золотого медалиста конкурса «Лучшие детские товары—2005». Внешне игрушка выглядит незатейливо, но забавно. В комплект входят грибочки и подставка с колышками-пенечками, на которые эти грибочки надеваются. При грамотном использовании эта развивающая игра способствует формированию множества умений в различных областях.
От 6 месяцев до 1 года
Поначалу ребенок будет тянуться к деревянным грибочкам, пытаясь снять их с колышков-пенечков. Это первые шаги в развитии сенсорной системы малыша. Чтобы ребенок смог сделать такие простые (для нас, взрослых) движения, его мозг должен переработать огромное количество информации о расположении объектов в пространстве и скоординировать эту информацию с работой рук и пальцев. В результате простейших манипуляций в мозгу ребенка формируются миллиарды нервных связей, которые являются основой для развития более сложных навыков.
При первом знакомстве с игрой «Грибочки на полянке» мама держит ее в руках, а потом отдает в руки ребенку или кладет перед ним на столик, преподнеся, таким образом, крохе новую задачку. Чтобы снять грибочек с пенька, необходимо одной рукой придерживать подставочку (в противном случае грибок поднимается вместе с ней, что не очень радует малыша). Не без помощи мамы ребенок начинает со¬гласованно действовать обеими ручками..Снятые с пеньков грибочки активно изучает: осматривает, пробует на вкус... При этом активно развивается сенсорика и моторика, то есть органы чувств и связанные с ними зоны коры головного мозга.
От 1 года до 2 лет
Примерно к году ребенок уже может надевать грибочки на колышки. Теперь работа системы «глаз-рука» выходит на качественно новый уровень. Добавим к этому, что, производя манипуляции с грибами, кроха отрабатывает сложнейший щипковый захват пальчиками. Так данная игра готовит годовасика к освоению навыков рисования и письма.
В полтора года эта игрушка поможет маме и ребенку превратиться в настоящих грибников. Снимаете все грибочки с подставочки и расставляете в разных местах в комнате. Грибочки должны сто¬ять на виду, чтобы они могли попадать в поле зрения малыша. Постепенно для грибочков выбираются места не столь очевидные. Можно поставить их в смежной комнате или спрятать за полупрозрачные объекты (стеклянную посуду, тюль), но так, чтобы они были в зоне видимости.
В ходе игры вы можете учить любимое чадо счету. Благодаря конструкции игрушки, представления о составе числа будут закрепляться у ребенка почти автоматически. Когда все грибочки спрятаны, подставка пустая и видны все «пеньки». По мере нахождения грибов кроха надевает их на колышки, зрительно оценивает, сколько уже найдено, и сколько еще осталось найти. Когда ребенок станет постарше, он сможет посчитать пустые колышки и найденные грибочки. В два года и даже раньше такой подсчет заинтересовывает ребенка, и это занятие ему нравится.
Развивая математические способности крохи, не забываем про формирование представлений о величине предметов. Просим: «Покажи маленький грибочек. Покажи большой», — с этим малыш справляется без труда. «А это какой?» — показываем средний. Пока для карапуза это научная загадка, и радость от открытия впереди.
От 2 до 3 лет
Ребенок растет, однако игра не теряет актуальности для его развития. Все, что должен делать взрослый, это продолжать использовать игру по-новому, постепенно усложняя игровые задачи. Например, для формирования представлений о цвете просим сына или дочку посадить на полянку грибочки одного цвета, затем другого. Возможны также классификации по величине, рисунку на шляпках грибочков. Если положить грибочки в непрозрачный мешочек, ребенок сможет определить их размер на ощупь. Такие действия способствуют проведению мыслительных операций.
После трех лет важным навыком становится умение ориентироваться в пространстве. Справа, слева, спереди, сзади - вот те понятия, которые крохе необходимо освоить. Можно попросить ребенка: "Посади грибочек в центре полянки. Теперь слева от него поставить грибок с зеленой шапкой, а спереди красный с жучком на шляпке. Позади центрального посади средний желтый" и т.д. Грибы можно выстраивать по прямой линии, по периметру, по диагонали, а это уже первое знакомство с геометрией.
От 4 до 6 лет
1. В маленьком стакане лежит один гриб для ежика. Белочке нужно для обеда на один больше, а бабушке с дедушкой на пять - они тоже грибы любят. Взрослый обращается к ребенку: "Разложи по стаканчикам грибы: для белочки - в средний стакан, бабушке с дедушкой - в большой стакан. А если ежику в маленький стакан положить два гриба, сколько тогда потребуется белочке и бабушке с дедом?"
2. Возьмите игральный кубик с точками или цифрами. Также вам понадобиться кубик с цветными гранями (можно сделать самостоятельно, используя цветные наклейки желтого, зеленого, красного, а также синего и оранжевого цветов) для выбора грибов с определенным цветом шляпки. Игроки по очереди бросают кубик с цифрами и, в соответствии с выпавшим числом, берут себе грибы и подставки. При этом учитывается цвет шляпок - для этого кидается кубик с цветными гранями; его можно перебрасывать несколько раз, пока не будет собрано точное число фигурок. Выигрывает тот, кто за два броска с цифрами наберет наибольшее количество грибов.
3. а) Из двух ярких веревочек сделайте на столе или ковре два пересекающихся круга. Предложите ребенку в один собрать все большие грибы, в другой - все красные. Пусть малыш скажет, какой грибок окажется на месте пересечения двух кругов.
б) Теперь сделайте три пересекающихся круга. В один поместите грибы с гусеницами, в другой - все желтые грибы, в третий - маленькие. Спросите малыша, какой гриб попадает на пересечение всех трех кругов?
4. Задания на развитие памяти:
а) Расставьте грибы на подставке в любом порядке, "перемешав" цвета шляпок. Спрячьте один грибок и попросите ребенка угадать и описать его, например, так: "Нет маленького, желтого, с листочком на шляпке, или большого, оранжевого с жучком".
б) Попросите малыша закрыть глаза или завяжите их платком. Продиктуйте, какие грибы нужно расставить на подставке и в какой последовательности, например, три больших, один маленький, один средний.
Пусть ребенок на ощупь постарается найти грибочки нужного размера. Для этого все фигурки можно положить в мешочек или просто расставить на столе перед малышом.
в) Устройте ребенку "мини-диктант": вы называете определенного вида грибок, а ребенок должен его быстро найти и "посадить" на нужное место на подставке.
Итак, с помощью нашего пособия малыш тренирует мелкую моторику рук; знакомится с цветами; учится выбирать предметы по размеру и различать их (большой, маленький), понимать слова (поменьше, чуть больше), раскладывать предметы по убыванию или возрастанию; расширяет свои знания о живой природе.
Вот такие чудесные грибочки. Но полностью раскрыть свои возможности эта игра, как и другие УМНЫЕ ИГРЫ, сможет с помощью информированных родителей. В игровой комплект входит методическое описание. Если добавить к нему фантазию и положительные эмоции, игру легко превратить в интересное общение, наполненное с радостью совместных творческих и научных открытий.
Губарев Игорь Николаевич Авторский проект о психологии общения с детьми