Развитие гражданской позиции у детей младшего школьного возраста в процессе организации литературно-исторических игр во внеурочной деятельности
Развитие гражданской позиции у детей младшего школьного возраста в процессе организации литературно-исторических игр во внеурочной деятельности
Ключевые слова: младший школьный возраст, гражданская позиция, литературно-историческая игра.
Аннотация: в статье рассматривается формирование гражданской позиции у детей младшего школьного возраста по средствам организации литературно-исторических игр во внеурочной деятельности.
Становления полноценного гражданского общества России и построение правового демократического государства обострили потребность в воспитании нового поколения социально-ориентированных граждан, обладающих активной позицией. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется современный национальный воспитательный идеал. «Современный национальный идеал – это высоконравственный творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с.14]. Для воспитания такого гражданина требуется вооружить школьников не только глубокими и прочными знаниями о гражданских ценностях, но и обеспечить готовность к общественно-значимой деятельности. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Основной функцией учителя является создание благоприятных условий для формирования у младших школьников первоначальных представлений о человеке как части гражданского общества, о правах и ответственности человека перед окружающими, позитивного опыта совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, воспитание уважения традиций своего народа, любви к малой Родине, Родине. Важность воспитания гражданской позиции нового поколения отражена в нормативно-правовых документах: «Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании» (ст. 48), «Национальная доктрина образования до 2025 года», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и до 2020 года, Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы», «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан «Российской Федерации на 2011-2015годы (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 79), 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493). Необходимость формирования основ гражданской позиции младшего школьника отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения (2009)». В Федеральном Государственном Образовательном стандарте НОО говорится о развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировании у обучающихся основ гражданской идентичности, чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [2, с.7] Младший школьный возраст – период детства, этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность (Д.Б. Эльконин [3]). Младший школьный возраст является началом общественного бытия ребенка как субъекта деятельности (И.А. Зимняя [4]). В процессе деятельности происходит накопление знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Чтобы деятельность имела планируемый результат в формировании основ гражданской позиции младшего школьника, ее нужно разумно направить взрослому, организуя как совместно распределенную, коллективную деятельность (В.В. Давыдов, В.А. Цукерман и др. [5]). Развитие гражданской позиции младшего школьника нами рассматривается, как качество личности, представляющее собой сложную многофункциональную систему, включающую в себя способность к осмыслению понятий и овладению знаниями о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина), на основе эмоционально-чувственного восприятия и устойчивого отношения к ним и определяющая действия и поступки обучающихся в аспекте гражданских ценностей. В структурном отношении гражданская позиция обучающихся представлена когнитивно-ценностным (полнота знаний о гражданских ценностях Человек, Семья, малая Родина, Родина), эмоционально-чувственным(устойчивое эмоционально- чувственное отношение к гражданским ценностям) и мотивационно-деятельностным (действия и поступки школьника в аспекте гражданских ценностей) компонентами. Гражданская позиция проявляется и формируется во внеурочной деятельности. Через нее обучающийся познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое. Важным условием внеурочной деятельности в младших классах является ориентация на активную совместную работу детей и взрослых, привлечение учащихся к совместной деятельности со старшими ребятами в социально значимых проектах школы. Это способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими. Для формирования у младших школьников гражданской позиции можно применять современные образовательные технологии – игровую, проектную, информационно-коммуникативную, технологию сотрудничества, технологию проблемного обучения. В своем исследовании мы обращаемся к игровым технологиям, а именно к литературно-историческим играм как к средству формирования основ гражданской позиции младшего школьника во внеурочной деятельности. Так как активность ребенка социальная, ее общественная обусловленность и направленность ярко отражаются в игре. Игра является сферой самостоятельной творческой деятельности детей. Под формированием основ гражданской позиции младшего школьника с помощью литературно-исторических игр во внеурочной деятельности понимаем творческое, целенаправленное взаимодействие ученика, учителя и других участников воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества, она характеризуется серьезными временными затратами и большим количеством участников [6, с.231]. Особенностью литературно-исторической игры является ее осознанный характер. В разнообразных видах деятельности в рамках внеурочной деятельности ребенок приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно превращаясь из потребителя в производителя материальных и духовных благ, что является показателем становления Личности. В результате игры ребенок овладевает основными моральными ценностями, нормами поведения, начинает осознавать себя частью общества и гражданином своего Отечества, развивает свои коммуникативные способности, позволяющие ему успешно реализовать собственный потенциал. Литературно-историческая игра должна наводить детей на осознание важности событий, которые касаются нашей родины и происходили в истории нашей страны, рассуждать и обсуждать их, показывать своего отношения к исторических событиям и поступкам героев. Она должна быть и увлекательной, и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Практика показывает, что игры часто используются для развлечения и расслабления детей в ходе учебного занятия. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Литературно – историческая игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Таким образом, развитие гражданской позиции посредствам литературно-исторических игр в процессе внеурочной деятельности благоприятно сказывается на развитие у детей моральных ценностей, обучающиеся овладевают нормами поведения, начинают осознавать себя частью общества и гражданином своего Отечества, развивают свои коммуникативные способности, позволяющие ему успешно реализовать собственный потенциал.Список литературы 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ? М.: Просвещении, 2009 ? 28 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N2 373 [электронный ресурс] — Режим доступа – URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 3. Детская психология: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 384 с. 4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб.для вузов. – М.: Логос, 2002 – 384 с. 5. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992 №3-4. 14-19. С. 6. Ермакова, И.В. Психолого-педагогические основы исторических игр для младших школьников // В сборнике: Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях. – 2014. - №3. – 432 с.