Главный Каталог Статей РФ
87238 авторов, размещено 47366 статей, сейчас на сайте пользователей: 94 Статистика
Аватар Татьяна Воеводина

Разработка развивающих заданий для студентов при изучении дисциплины «Размещение производительных сил»

Категория:  Образование  | Автор:  Татьяна Воеводина | Опубликовано: 02.04.2010
При изучении любой дисциплины весьма актуальными являются проблемы разработки развивающих заданий для студентов. Этот вид заданий должен пробудить у студентов интерес к изучаемому предмету, способствовать развитию логического мышления и сформировать систему знаний, позволяющих применять изученный материал как при изучении других дисциплин, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Особый интерес вызывает методика преподавания дисциплины «Размещение производительных сил». Согласно большинства учебных планов данный предмет изучается на 1-м курсе специальностей экономического направления. Практически все методические разработки и учебные пособия рекомендуют организовать практическую работу в виде семинарских занятий. К тому же на данном этапе обучения не находят применения многие алгоритмы решения задач, поскольку данная дисциплина является практически первой в экономическом цикле, а методы и модели, которые бы следовало применять при формировании оптимальной системы размещения производительных сил, изучаются намного позднее.
Однако, если практические занятия проводить только в виде семинаров, главной задачей студентов является не осмысление способов оптимального размещения предприятий, а часто простая констатация предлагаемых учебниками теоретических положений.
В целях углубления изучения данной дисциплины и, учитывая, что большинство методик на данном этапе обучения недоступны студентам, поскольку являются предметом изучения других дисциплин, нами разработан комплекс практических занятий, проработка которых способна сформировать у студентов знаний и навыки практического применения получаемых теоретических знаний.
Данная статья не позволяет полностью изложить накопленный опыт преподавания дисциплины. Рассмотрим лишь тему, которая, в отличие от теоретического курса, охватывающего глобальные аспекты территориального размещения производительных сил, обращает внимание студентов на то, что существуют и локальные задачи, касающиеся оптимального размещения конкретного сооружения, объекта, предприятия. При изложении данной темы весьма полезно обратиться к геометрии как к одной из теоретических посылок науки о размещении производительных сил. Ниже представлен комплекс задач, которые могут быть использованы при проведении практических занятий. Цель данных задач – показать студентам, что изучаемая наука не является абстрактной, ее положения могут быть использованы на любом уровне: как локальном, так и глобальном. А детальное осмысление предлагаемых ситуаций позволит концентрировать внимание студентов на данной проблеме, развивать их пространственное мышление.
Данные задачи являются очень важными с практической точки зрения, поскольку в них требуется провести кратчайшую дорогу, удовлетворяющую заданным условиям, или выбрать кратчайший маршрут, использующий уже имеющиеся дороги, или, наконец, выбрать место для строительства какого-либо объекта так, чтобы впоследствии транспортные расходы оказались минимальными. Подобные задачи возникают в экономике на каждом шагу, и от правильности их решения зависит очень многое.
Задача 1. Невдалеке от двух населенных пунктов проходит шоссе. В каком месте этого шоссе нужно построить автозаправочную станцию, чтобы расстояния от нее до обоих пунктов были одинаковыми?
Задача 2. Жильцы трех домов решили совместными усилиями построить колодец. Какое место для колодца следует выбрать, чтобы все три расстояния от него до домов были одинаковыми?
Задача 3. Четыре населенных пункта расположены в вершинах выпуклого четырехугольника. В каком месте следует построить завод, чтобы сумма расстояний от него до всех четырех данных пунктов была наименьшей?
Задача 4. Магистраль пересекает канал под углом, внутри которого расположен населенный пункт. В каком направлении следует провести через этот пункт прямую дорогу, чтобы расстояния по ней до магистрали и до канала оказались одинаковыми?
Задача 5. Два населенных пункта расположены по разные стороны от широкого канала. Требуется построить мост через канал (перпендикулярно берегам) и проложить к нему дороги от обоих пунктов. В каком месте следует построить мост, чтобы в итоге путь между данными пунктами оказался кратчайшим?
Задача 6. Магистраль и канал пересекаются под углом меньше 45, внутри которого расположен населенный пункт. Как проложить кратчайшую дорогу, проходящую от одного пункта сначала к берегу канала, а затем к магистрали?
Задача 7. Две магистрали пересекаются под острым углом, внутри которого расположены два населенных пункта. Как проложить кратчайший маршрут автобуса, соединяющий два данных пункта и имеющий выезды к каждой из двух магистралей в заданном порядке?
Использование подобных задач при изучении данного курса способствует развитию у студентов пространственного мышления и логики осуществления экономических расчетов.

Татьяна Воеводина, к.э.н., автор сайта www.VipReshebnik.ru

Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар ps1063856
Почему стоит поступить в аспирантуру: плюсы послевузовского образования Несмотря на то, что бакалавриат уже считается полноценным высшим образованием, у магистратуры и аспирантуры есть множество плюсов. Из статьи узнаете, почему стоит продолжить учебу после выпуска из уни...
Категория: Образование | Автор: ps1063856 | Добавлено: 25.03.2024
Аватар KateZh
Как научиться быстро считать проценты Когда в магазине продавец говорит вам, что на понравившуюся вам вещь действует скидка 20%, что вы делаете? Вы пытаетесь подсчитать сумму скидки самостоятельно или ждете пока вам ее огласят? А как в ба...
Категория: Образование | Автор: KateZh | Добавлено: 25.03.2014
Аватар Fopsolncesvet
Полезные материалы для педагогов и воспитателей: работа может быть в удовольствие Обучение детей – это трудная работа. Надо иметь огромное желание для того, чтобы делиться своими знаниями с учениками. И дело не только в том, что каждый ребенок имеет свои особенности (характер, инте...
Категория: Образование | Автор: Fopsolncesvet | Добавлено: 06.06.2024
Аватар Nikiforoff
Чем привлекают родителей частные школы Чем привлекают родителей частные школы?...
Категория: Образование | Автор: Nikiforoff | Добавлено: 30.08.2021
Аватар frol7575
Краткая история создания телевизора С незапамятных времён человек мечтал видеть на огромные расстояния. Слагались об этом легенды и сказки, все, наверное, помнят сказки о волшебных зеркалах, о тарелочках с яблочками и тому подобное. Но ...
Категория: Образование | Автор: frol7575 | Добавлено: 19.05.2009
Свежие комментарии
Ну, вот это я понимаю, настоящая инструкция для тех, кто хочет не просто «привет, как дела», а чтобы дамы сами в личку ломились! Как говорится, техник...

Читать >>

Куклы-обереги действительно имеют глубокий символизм и интересную историю, которая часто теряется в современных интерпретациях. Например, многие не зн...

Читать >>

Полностью поддерживаю подход, описанный в статье! Рисование — не просто творческое занятие, а ключевой инструмент для развития ребёнка. Как детский пс...

Читать >>

Интересная подборка ошибок, но не могу не высказать скепсис по поводу части рекомендаций. Например, о зарядке только до 80% — это логично с техническо...

Читать >>

Работал соцработником пару лет, и вот что не написали: это не только помощь людям, но и куча бумажек, отчётов и согласований. Бывает, половина времени...

Читать >>

Напишите нам