Проблема агрессивного поведения в работах зарубежных и отечественных ученых
Каждый человек так или иначе когда-нибудь ощущал агрессию, что совершенно нормально и признается важным условием для жизнедеятельности. Данный фактор подкрепляет утверждение, что дети обосновано испытывают агрессию в раннем и подростковом возрастах, так как это признается нормой и необходимым условием для формирования самостоятельных качеств ребенка и развития у него автономности. Когда же отсутствие подобных реакции признают, как нарушение развития, которое связано с вытеснением агрессивности или формированием у ребенка реактивных формирований.
Последователь инстинктивистов К. Лоренц дает следующее определение агрессии: «Агрессивность- это врожденное свойство и проявление инстинкта выживания». То есть именно агрессивность приводит к такому феномену как естественный отбор и позволяет только наиболее сильным и способным особям оставаться в живых, порождая более качественное потомство. Лоренс считает, что агрессивная энергия генерируется в организме непрерывно, спонтанно, накапливаясь течением времени. Таким образом, агрессивное действие совершается в результате столкновения накапливаемой энергии и стимула. Чем большее агрессивной энергии, тем более незначительный стимул нужен для реакции и наоборот.
Агрессия рождается из природного инстинкта к выживанию и свойственна как животным, так и людям.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон же считаю, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следящие частные положения:
- Агрессия в любом случае подразумевает целенаправленное причинение вреда жертве;
- Агрессией можно считать только то поведение, которое подразумевает причинение вреда и ущерба живым организмам;
- Жертвы агрессии должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
«Психологический словарь» под редакцией Зинченко дает следующее определение: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Рассмотрев несколько определений агрессии возникает проблема выбора наиболее верного, так как понятие подразумевает большое разнообразие действий. Мы может назвать человека агрессивным в ряде ситуаций: он тверд в отстаивание свое точки зрения, в разговоре оскорбляет других, пытается действовать по-своему, часто недружелюбен и т.д.
Полагаю, что определение из «Психологического словаря» под редакцией Зинченко все же более полное и не акцентирует внимание на телесном аспекте ущерба.
Реан А.А. И Бютнер К. же приравнивают отдельные ситуации, сопровождающиеся агрессивным поведением к адаптивному свойству, связанному с освобождением от тревоги и фрустрации. Фрустрация характеризуется как психическое состояние, подразумеваемое стимулированной потребностью, не получившей желаемого удовлетворения, что в свою очередь вызывает раздражение, отчаяние, напряжение.
Данная точка зрения делает из агрессии биологически целесообразную форму поведения, которая помогает выжить и адаптироваться. Но безусловно это явление, проявляющее негативную сущность человека. Стоит рассмотреть, какой поведенческий акт считают агрессивным.()
Так Т.Р. Румянцева, выдвигает понятие нормативного подхода. Она ставит на первое место в оценке агрессивного поведения понятие нормы. Под нормой Румянцева подразумевает механизмы контроля за содержанием определенных действий. Данное понятие закладывается в сознание ребенка в период социализации.
Из чего следует, что поведение можно отнести к агрессивному, если оно попадает под два обязательных условия:
- - когда имеются разрушительные для жертвы результаты;
- - когда не соблюдены поведенческие нормы.
Заграфова Й. полагает, что склонность к агрессивному поведению накладывается и закладывается вместе с недостатком процесса социализации и рассматривает два ее уровня:
- - овладение социальным опытом, ценностями, нормами нравственного поведения;
- - овладение субкультурным опытом меньшего объема, но имеющего такие поведенческие нормы, которые допускают агрессивность.
Мы видим разнообразные теоретические обоснования природы возникновения агрессии, но с точки зрения науки есть точные категории, которые приводят к агрессивному поведению, это:
- - система врожденных побуждений и задатков;
- - совокупность потребностей;
- - складывающаяся социальная обстановка, в совокупности с системой научения;
- - специфика проявления познавательных и эмоциональных психических процессов.
Также стоит разграничивать понятия агрессии и агрессивности. Под агрессией подразумевается индивидуальное или коллективное действие, или поведение, которое направлено на причинение психологического или физического вреда человеку или группе лиц, или даже уничтожение их. Объектами агрессии могут быть и неодушевлённые предметы. Когда под агрессивным поведением понимается любая его форма, которая нацелена на нанесение вреда или оскорбление любого живого существа, который не желает подобной формы обращения.
Агрессивное поведение закладывается в процессе формирования личностных качеств, особенно его самосознания.