Проблема агрессивного поведения ребенка на ранних этапах онтогенеза в возрастной и педагогической психологии
Процесс социализации начинается непосредственно с родителей и опекунов, как с самых близких людей, дающих основную информацию об этом мире. Таким образов, трансляции и поощрение агрессивного поведения родителями закрепляет агрессивное поведение у детей.
Помимо этого, фактора важную роль играет результативная агрессия, под этим термином подразумевается неоднократная ситуация успеха при использовании агрессивных действий, что заставляет ребенка провести прямую связь между проявлением силы и достижением необходимого результата. К этому же относится викарный опыт, т.е. наблюдение за поощрением агрессивных действий. Социальное поощрение и наказание, самопоощрение и самонаказание имеют прямое отношение к агрессии, становясь катализаторами для запуска определенных процессов.
А. Бандура выдвинул теорию социального научения, которая как раз-таки рассматривала агрессию как модель социального поведения, приобретенную в процессе научения. По его мнению, фрустрации недостаточно для возникновения агрессии, еще необходим агрессивный пример для подражания.
Данная теория дает возможности к предотвращению и контролю человеческой агрессии и тому есть две причины:
- Если рассматривать агрессию как приобретенную модель социального поведения, то она поддается ослаблению и контролю благодаря внедрению четких социальных установок.
- Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.
Научно доказано, что теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения непосредственно об агрессоре и ситуации социального развития.
К факторам, вызывающим агрессию, Бандура относит:
- Воздействие шаблонов;
- Неприемлемое обращение
- Побудительные мотивы
- Инструкции
- Эксцентричные убеждения
Регуляторами агрессии он считал:
- Внешние поощрения наказания
- Викарное подкрепление
- Механизмы саморегуляции
Связь социального окружения и воспитания детей прослеживается и в суждения Геттинга, который обнаружил что малолетние убийцы чаще происходят из неполных семей.
Мак-Карти также говорит о том, что такие дети приходят из «семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в жизни ребенка.
Принимая во внимание особенности восприятия детей данного возраста становится ясно, что они представляют собой губку, которая впитывает в себя все не придавая это критическому осмыслению в том числе и шаблон агрессивных реакций.
В соответствии с теорией Д. Боумрида можно разграничить детей на три типа, которые отражают стиль воспитательной деятельности родителей к ним применяемый.
Авторитарный. Такой стиль воспитание, при котором родители решаю ограничить права и свободы детей, требуя подчинения собственной воле и авторитету. Зачастую используются суровые запреты, выговоры, запугивание, угрозы, нередко физическое наказание. Такие родители нередко скупы на эмоции, что мешает выстроить крепкую эмоциональную связь с детьми. Ребенок, чувствуя несправедливость и отторжение начинает оказывать сопротивление, а это в свою очередь рождает агрессию. Он начинает обманывать, проявляются вспышки грубости, а иногда и откровенной ненависти.
Такому ребенку сложнее строить отношения в коллективе из-за низкой самооценки, неумении выстраивать гармоничное общение, низкой спонтанности. Дополнительный стресс провоцирует усугубление агрессивных задатков поведения.
Либеральный. В данном стиле общения ребенку предоставляется возможность самостоятельного существования. К такому ребенку применяется меньше требований, норм поведений, внимания. Пассивная позиция родителей нерегулиует поведение ребенка, что позволяет развиваться негативным качествам личности в том числе и агрессии. К тому же ее провоцирует обида на взрослых за отсутствие поддержки, помощи и внимания. Такие дети испытываю ощущение враждебности всего мира и полной незащищенности.
Авторитетный (демократический). Характеризуется гармонией во взаимоотношения ребенка и родителя. Такой стиль воспитания предполагает сотрудничество, взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза. Ребенок чувствует себя нужным, имеет представление о социальных нормах и уважает их, свободно вступает в дискуссию о своих проблемах с родителями и отличается верой в собственные силы, высокой социальной ответственностью и способностью контролировать себя. Что делает такой стиль воспитания более благоприятным.
Помимо этого, стоит рассмотреть сам популярный метод в процессе воспитания в, казалось бы, благополучных семье, которые зачастую регулируют поведение своего чада наказаниями. А это вновь проводит к ряду нюансов, ведь наказание может стать примером агрессии, стараясь избегать ее ребенок отдалиться от родителей или начнет оказывать им сопротивление. Родители в классической системе ценностей транслируют для ребенка социально нормально поведение и если он будет идти против них, то скорее всего окажется в плохой компании. Помимо этого, само наказание является сильным стрессом, который может сильно оттеснить для ребенка предпосылки случившегося и для него ситуация будет выглядеть будто родители проявили беспочвенную агрессию. Итогом поступок, за который наказывали забыт и урок не выучен, зато осталась обида за агрессивное обращение. К тому же подобное наказание является внешним стимулом к регуляции поведения, а, следовательно, без надзора ребенок не будет иметь внутренней мотивации для соблюдения норм.
Для того чтобы наказание работало как полноценная мера воспитания необходимо четко разъяснять почему и за что наказывается ребенок, мера наказания должна быть сопоставима с провинностью, наказание должно следовать непосредственно за провинностью без длительного временного промежутка.
Важную роль в формировании ребенка играет детский коллектив. Более оптимальны путь знакомства с формами агрессивного поведения проходит через шумные игры, в которых ребята могут толкаться, бегать друг за другом, дразниться и т.д. В формате такого общения меньше обид и травм.
Если говорить о гендерной предрасположенности к агрессии, то безусловно именно мальчики более склонны к прямой физической и прямой вербальной агрессии, когда девочки же склоны к прямой вербальной и к косвенно вербальной агрессии.
Когда оцениваю агрессивность школьников нередко прибегают к такому критерию как конфликтность, однако с агрессивностью этот психический феномен не имеет прочной связи. Так как с содержательно-психологической точки зрения это разные феномены, а кроме того интересна особенности взаимосвязи популярности в социальном строе человека склонного к агрессивному поведению и отсутствия такой взаимосвязи с человеком конфликтным. Так же агрессивность имеет прямую взаимосвязь с уровнем самооценки, а именно чем он выше, тем выше агрессивность индивида.
А.А. Бодалев отмечал, что ребенок оценивает другого человека исходя из простого повторения оценки за авторитетными для него взрослыми.
Подводя итог можно утверждать, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:
- Образец отношения и поведения родителей;
- Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.