Последние тенденции MBA образования
Из-за повышения спроса на МВА обучение, как среди студентов, так и среди компаний, на рынке появилось большое количество разных программ. Более того, среди них предлагается широкий выбор направлений и учебных планов.
--Формы обучения--
В настоящее время во всем мире существует пять наиболее распространенных форм обучения по программe МВА:
1. Дистанционное обучение.
Дистанционное обучение по программе МВА чаще всего осуществляется при помощи интернета. Хотя, в районах, где доступ к интернету ограничен, могут использоваться и другие медиа технологии.
2. Executive MBA.
Executive MBA скорей говорит не о форме обучения, а о направленности на определенную аудиторию. Обычно программы ЕМВА проходят в интенсивном режиме, в формате краткосрочных модулей (обычно 1-2 недели). В это время студенты посещают занятия в университете, его филиале или в других оговоренных местах.
3. «Гибкая» программа МВА.
Такая программа МВА позволяет студенту выбирать те курсы, которые необходимы для интересующего его направления МВА. В США существуют только несколько таких программ, и данный подход к обучению развивается медленнее других МВА программ.
4. Очное обучение.
Очное обучение по программе МВА предназначено для студентов, которые хотят полностью сконцентрироваться на учебе и не совмещать ее с работой. Чаще всего очное обучение проходит на территории университета.
5. Заочное обучение.
Заочное обучение по программе МВА длится три и более лет и проходит на территории университета или его филиала.
Исследование за 2007 год, посвященное «общим тенденциям спроса», показали следующие рейтинги программ: (1)
Заочное обучение 46%
Дистанционное обучение 43%
Executive MBA 40%
Очное обучение 36%
«Гибкая» программа МВА 18%
По сравнению с другими программами значительно увеличился спрос на заочное и дистанционное обучение. Это происходит по причине нескольких ключевых факторов. Во-первых, увеличилось количество профессионалов, которые после определенного опыта работы стремятся получить степень МВА. В связи с занятостью в семье и на работе, кандидаты ищут программу, в которой сочетаются мобильность и гибкий график занятий. Вторая причина, влияющая на увеличение спроса на заочное и дистанционное обучение, связанa с тем, что университеты, стали предлалагать свои программы в других регионах. Увеличение спроса привело к тому, что некоторые учебные заведения стремятся работать самостоятельно, тогда как другие университеты стараются найти стратегических партнеров.
--Развитие партнерских отношений--
По всему миру прослеживается рост в развитии сотрудничества в рамках МВА образования. Одним из таких примеров являются партнерские отношения между университетом Wharton в США и институтом INSTEAD, чьи филиалы рвсположены в Фонтэнбло, Франция и в Сингапуре. Такое сотрудничество обладает рядом преимуществ, главным из которых, по словам деканов университетов, являются мировое признание и опыт, которые получают их студенты и выпускники. Сотрудничество развивается по всему миру, и чтобы сделать МВА образование доступным некоторые западные университеты развивают партнерские отношения со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Деловое партнерство в области образования развивается и на других рынках, таких как Южная Африка, Хорватия, Чехия, Дубай и Мексика. Также, появляется новая форма партнерских отношений, где несколько компаний совместно разрабатывают высококачественные программы МВА. Одним из таких примеров является компания VLC, которая предоставляет дистанционное обучение последнего поколения на основе технологий виртуальной реальности. Компания VLC разработала платформу для дистанционного обучения, которую можно адаптировать к нуждам клиента и сотрудничая с рядом университетов, включая Indiana Wesleyan University предлагает программы MBA. В такого рода партнерстве университет осуществляет контроль за качеством образования.
--Виды программ--
За последние несколько лет количество специализированных программ МВА значительно увеличилось. Различные направления включают в себя МВА в области финансов, юриспруденции, маркетинга, IT, предпринимательства, кадровых ресурсов, международного бизнеса, менеджмента и т.д. Такие направления открывают новые возможности, кандидату остается только решить, в каком направлении он хочет двигаться дальше. Некоторые кандидаты хотят развиваться в определенной области, и поэтому предпочитают получать МВА образование в необходимой для них сфере. Другие стремятся получить более общую квалификацию, чтобы иметь возможность работы карьерного роста в нескольких областях. Для таких кандидатов возможность выбора программы с элементами, интересующей их специализации и в то же время достаточо общей для того, чтобы иметь возможнось поменять сферу профессиональной деятельности или перейти на более высокую должность в своей области, несомненно является большим преимуществом.
(1) "Application Trends Survey" of the Graduate Management Admission Council (GMAC), 2007. «Вычисление общих тенденций осуществляется следующим образом: процент программ, сообщающих о повышении спроса на обучение, минус процент программ, сообщающих о понижении спроса».
Автор - Брит Бун - профессиональный консультант в области программ бизнес-образования, президент компании GHP в России. Клиентам компании предлагается ряд современных курсов и программ: MBA в области международного бизнеса , MBA для руководителей и др.