Подрастающее поколение в качестве политического зеркала России
Категория: Образование
| Автор: Жавор
| Опубликовано: 16.04.2009
XX век ознаменовался не только расширением культурных связей и объе¬динением Европы, но и распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами, которые во многом опровергли гуманистический миф о планетарном сознании и едином человеке.
Несравненно более остро и болезненно переживается «взрыв» этничности на территории распавшегося СССР, где в течение десятилетий, как в научных кругах, так и в обыденном сознании утверждалось мнение об успешности национальной политики в деле интеграции отдельных этнических групп в единый советский народ.
Этнополитические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения.
Это также стало причиной широкомасштабной стихийной миграции и недобровольных перемещений населения, которые затронули миллионы людей.
И сегодня события, происходящие в республиках СНГ, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами.
Все эти факторы не могут не повлиять на формирования отношения порастающего поколения России к нашим ближайшим соседям, а именно республикам, входившим в СССР, которые до сих пор экономически и этнически тесно связаны и зависят друг от друга.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
В связи с выше сказанный, было принято решение провести в ГОУ ЦЭВД «ИВЕРИЯ» исследование, в котором приняли участие 60 учащихся 13-15 лет, целью которого являлось определение отношения подрастающего поколения, проживающего на территории России, к различным этническим группа, входившим в состав бывшего СССР, а именно: к армянам, азербайджанцам, белорусам, грузинам, эстонцам, таджикам и украинцам.
За основу исследования была взята Шкала социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л.Г. Почебут) Текст методики в приложении.
В ходе проводимого исследования выяснилось, что отношение молодежи к предложенным этническим группам напрямую зависит от проводимой внешней политики России со странами бывшего СССР.
Так например, «Особые» отношения Украины и Грузии с НАТО, а так же газовый конфликт России и Украины и Грузино-Абхазская война, проблема защиты прав русскоязычного населения в прибалтийских странах, то же как и интеграция стран Балтии в европейские структуры (в том числе и Эстонии), миграционный вопрос в российско-таджикских отношениях, возможно могут быть причинами высоких показателей социальной дистанции у испытуемых к представителям этнических групп, проживающих на территории выше упомянутых стран.
Анализ результатов позволил сделать еще один вывод. А именно: показатели по таким странам, как Белоруссия и Армения говорят, что у испытуемых минимальная социальная дистанция к данным национальностям.
Возможно, это зависит от того, что Беларусь является союзником России в вопросах с Западом, а Армения считается союзником России в Закавказье. Позиции России, Белоруссии и Армении по большинству ключевых международных проблем совпадают или близки. Армения и Беларусь разделяют подходы России, направленные на укрепление СНГ.
Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что особая ответственность лежит на России не только в вопросах воспитания подрастающего поколения в духе толерантности и миролюбия, но и за мир и безопасность в Закавказье и странах СНГ. Все выше сказанное не освобождает руководство независимых государств от ответственности за мирное урегулирование этнических конфликтов. На этом пути нет непреодолимых препятствий, но решающее значение имеет добрая воля сторон прийти к достижению взаимоприемлемых решений на основе права и в духе ответственности как перед своими народами, так и перед мировым сообществом.
Приложение
Шкала социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л.Г. Почебут)
Инструкция к тесту
Проранжируйте представителей указанной национальности, отмечая степень приемлемости их для себя лично только по одному из семи предложенных ниже критериев. Отвечайте по принципу: для меня лично возможно и желательно в отношении людей данной национальности (номер ответа - это величина балла).
1. Принятие как близких родственников посредством брака.
2. Принятие как личных друзей.
3. Принятие как соседей, проживающих на моей улице.
4. Принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я.
5. Принятие как граждан моей страны.
6. Принятие только как туристов в моей стране.
7. Предпочел бы не видеть их в моей стране.
a. Армяне
b. Азербайджанцы
c. Белорусы
d. Грузины
e. Эстонцы
f. Таджики
g. Украинцы